13 июля 2020 21:53

13 июля 2020 21:53

О людях, локомотивах и их славной истории

Осталось менее года до знаменательной даты, которую с гордостью будет отмечать все локомотивное хозяйство Приволжской железной дороги. В 2008 году исполнится 110 лет одному из старейших и ведущих предприятий нашей магистрали – локомотивному депо станции Сарепта. Но не будем заранее украшать лаврами будущих именинников, доколе торжественный день еще не наступил.

Осталось менее года до знаменательной даты, которую с гордостью будет отмечать все локомотивное хозяйство Приволжской железной дороги. В 2008 году исполнится 110 лет одному из старейших и ведущих предприятий нашей магистрали – локомотивному депо станции Сарепта. Но не будем заранее украшать лаврами будущих именинников, доколе торжественный день еще не наступил. Сегодня у нас другая возможность вспомнить о трудном, но славном пути более чем вековом пути известного предприятия, приоткрыв двери в его святая святых – музей истории депо.

 

 

Высочайшим повелением Николая II

 

Первый русский паровоз, построенный на Александровском заводе в 1846 году.Достояние музея Сарептинского локомотивного депо поистине великолепно. Сегодняшнему молодому поколению есть чему поучиться и чем вдохновиться при изучении этого грандиозного исторического наследия.

А началось все в далеком 1895 году. «Согласно технических условий, утвержденных высочайшим повелением Николая II  24 марта 1895 года и разрешения министра финансов, была построена железнодорожная ветка Тихорецк – Царицын протяженностью 504 километра, – читаем на одном из музейных стендов. – Строительство производилось Акционерным обществом Владикавказской железной дороги». Именно на этой ветке, соединившей Поволжье с Кавказом и Кубанью, и возникла железнодорожная станция Сарепта, названная так в честь одноименной немецкой колонии, существующей в этих местах еще с 1765 года.

Ко времени прихода в эти края железной дороги Сарепта была уже промышленно развитым центром с широко известными горчичным, маслобойным и кожевенным заводами, бумажными фабриками и предприятиями по изготовлению полушелковых платков. Наличие большого количества рабочих рук и побудило последнего русского царя издать в 1898 году указ о строительстве паровозного депо с необходимыми «экипировочными обустройствами».

При сооружении нового локомотивного предприятия были предусмотрены все последние научные и технические разработки: ремонтный цех веерного типа на восемь канав, поворотный круг перед фасадом кирпичного производственного здания, на который мог выехать и развернуться на 180 градусов любой из восьми паровозов, стоящих в депо на ремонте. К предприятию примыкали небольшие мастерские по ремонту узлов и деталей.

Уже в конце 1898 года в депо имелся приписной парк железнодорожных паровых машин. Он состоял из 20 единиц, среди которых были самые распространенные в то время паровозы серии Ов, Од, а также величественные танк-паровозы. Первым начальником депо был К.И. Шакальский.

Если верить историческим документам, Сарепта в начале 20-го века стала важным транспортным центром Нижнего Поволжья.

 

 

Главные страницы

 

Огромный труд железнодорожников всей России по строительству стальных путей, возведению ключевых магистральных предприятий – все это нашло свое достойное место в экспозиции музея. Здесь же широко представлено и отечественное локомотивостроение – от первых дореволюционных паровозов до современных тепловозов и электровозов. Но все же самые главные музейные страницы посвящены легендарным работникам депо. Это его лучшие труженики, кавалеры знака «Почетному железнодорожнику» Василий Иванов, Хафиз Нейматулин, Михаил Шурак, Дмитрий Гайворонский, Петр Сахаров, Александр Пименов и многие, многие другие, внесшие поистине неоценимый вклад в развитие и процветание предприятия.

Не пройдешь равнодушно мимо стенда с фотографиями участников Великой Отечественной войны, ушедших в 1941 – 1945 годах из депо защищать нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков. Практически все, кто остался после войны в живых, потом вернулись на свое разрушенное предприятие и восстанавливали его всем дружным коллективом. А в память о тех, кому не суждено было возвратиться с полей сражений, оформлен большой стенд «Вечная слава». Рядом – небольшой медный колокол, время от времени он звонит по погибшим героям-деповчанам…

 

 

Мы наш, мы новый мир построим!

 

«Не зная прошлого, невозможно найти подлинный смысл настоящего и цель в будущем», – писал в начале двадцатого века Алексей Горький. Его слова стали всеобщим девизом для работников локомотивного депо Сарепта. Они трепетно и бережно хранят память обо всем, что происходило, строилось и обновлялось в течение долгих лет на старейшем предприятии.

Большая экспозиция музея посвящена развитию депо в послевоенный советский период. Именно тогда на предприятии появились модернизированные ремонтные цеха, современные локомотивы, вышла на новый уровень их эксплуатация. В 60 – 70-е годы были построены новый цех подъемочного ремонта, просторный бытовой корпус с библиотекой, медпунктом, служебными кабинетами, удобными душевыми и гардеробными.

В 1962 году начался переход на тепловозную тягу. Первыми приписными  локомотивами депо Сарепта были маневровые тепловозы ЧМЭ2. А в 1965 году для проведения более качественного ремонта ходовой части локомотивов в депо был сдан в эксплуатацию тележечный цех, и с этого же времени паровозное депо Сарепта стало именоваться локомотивным.

Ну, а в 1972 году началась полная реконструкция всего производства. Был введен в эксплуатацию новый дизельный цех, а также шатунно-поршневое, гальваническое и топливное отделения. Все это позволило работникам депо улучшить производительность труда, а значит, увеличить и число отремонтированных локомотивов, исправно бегающих по железным дорогам России.

За отличные производственные успехи коллективу предприятия не раз вручалось переходящее Красное знамя. А руководство города неоднократно признавало деповчан победителями в социалистическом соревновании.

И, думаю, никто не удивится тому, что этот замечательный коллектив с вековой историей породил множество рабочих династий, которым, конечно же, тоже нашлось место в музее. Передавая от поколения к поколению высокие традиции предприятия, любовь и уважение к пролетарскому труду, эти династии являют собой достойный пример для начинающих локомотивщиков. Например, знаменитая семья Квартиных верой и правдой проработала в локомотивном депо Сарепта в общей сложности более 326 лет. 180 лет самоотверженного труда на предприятии насчитывает другая, не менее известная и почетная рабочая династия Елесиных.

Одна из лучших традиций депо – наследование сыновьями профессий своих отцов – продолжается и сегодня. И это прекрасно, что молодость не утратила интереса к одной из престижнейших профессий железной дороги – профессии локомотивщика. А это значит, что история локомотивного депо Сарепта продолжается, и его музейные экспонаты – гордость предприятия – никогда не покроются пылью забвения.

 

Марина Четверикова

 

 

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31