14 июля 2020 00:41

14 июля 2020 00:41

Чугунная предыстория

Официальный «день рождения» российских железных дорог празднуется 30 октября, в годовщину открытия дороги между Петербургом и Царским Селом. Однако малоизвестно, что железнодорожная история нашей страны начинается гораздо раньше. Восемнадцатое столетие ознаменовалось в России постройкой первой дороги. Правда, не железной, а чугунной дороги.

Официальный «день рождения» российских железных дорог празднуется 30 октября, в годовщину открытия дороги между Петербургом и Царским Селом. Однако малоизвестно, что железнодорожная история нашей страны начинается гораздо раньше.

 

 

Куй чугун, пока горячо

 

Проект станции Царскосельской железной дороги.Восемнадцатое столетие ознаменовалось в России постройкой первой дороги. Правда, не железной, а чугунной дороги. Случилось это в 1788 году на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске (город в Петербургской губернии, ныне столица Карелии). Построенный путь использовался исключительно в качестве подсобного механизма на горно-металлургических производствах. О перевозках на дальние расстояния, тем более пассажирских, тогда и мысли не возникало.

В качестве «двигателя» на этой дороге использовались лошади, а иногда и люди. Именно с этих времен шахтера начинают рисовать тем изможденным ломовым «бурлаком», который толкает из глубины шахты груженную углем или рудой вагонетку. Сейчас такой труд кажется нам абсолютно неприемлемым. По тем же временам подобная технология была весьма продвинутой. Ведь до этого грузы перетаскивали на себе.

 

 

Сибирские первопроходцы

 

Первая «длинная» рельсовая дорога была построена в 1806-м, почти через двадцать лет после введения в строй Александровской «чугунки», на территории нынешнего Алтайского края. Наверное, логично, что именно Сибирь с ее гигантскими территориями впервые стала ареной практического доказательства необходимости железных дорог.

«Железка» служила горнодобывающим нуждам и шла от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода. Сейчас железная дорога не идет до этих первых «железнодорожных станций» Сибири, утративших свое промышленное значение, но невдалеке, в алтайской степи, шумит оживленный Турксиб.

Первый же рельсовый путь на паровой тяге появился в России в 1834 году. Он был построен в слабозаселенных районах – на Восточном Урале, во владениях известной металлургической династии Демидовых (тоже на сибирских просторах). Нижнетагильский металлургический завод, который обслуживала дорога, дал начало одноименному мегаполису, ныне одному из крупнейших центров Урала.

 

 

Отстающий гегемон

 

Тем временем в Москве уже задумывались о качественно новом проекте. После победы над Наполеоном решающее влияние русских на политическую жизнь Европы еще более укрепилось. Чтобы сохранить мировую гегемонию, российский император Николай I проводил политику, которую сейчас назвали бы индустриализацией. Строились новые заводы, рождалась отечественная промышленность. Однако огромная территория с неразвитой дорожной инфраструктурой значительно осложняла развитие страны. Не случайно знаменитая фраза Николая Гоголя про две исконные беды России была произнесена именно в это время.

Государство чрезвычайно нуждалось в разветвленной сети дорог. В это время Российская империя простиралась от недавно приобретенной Польши до Хивинского протектората в Средней Азии и до берегов Тихого океана. На ее окраины претендовали многочисленные воинственные державы: Китай, Персия, Турция. Становилось очевидным, что колесные тракты, связывающие нашу территорию, не справляются с новыми промышленными, грузовыми и пассажирскими потоками. Например, дорога из Красноярска в Москву занимала не меньше трех месяцев, а часто и больше.

Тем временем в Англии было построено уже более тысячи километров железных дорог. Ненамного отставали от нее Франция и США. Американцы, с их вполне сравнимыми с российскими значительными территориями, вскоре вышли в лидеры по длине железнодорожных путей (и сохраняют это лидерство до сих пор). Уже к 1835 году общая длина железных дорог США превысила 1300 километров.

Россия на этом фоне выглядела бледно. Несмотря на то, что уже в 1826 году царю Николаю I был предложен первый проект устройства железнодорожной линии, паровой транспорт в стране никак не развивался. Считалось, что расстояния между русскими городами слишком велики, поэтому прокладка железной дороги не окупит себя. Более того, в периодике выходили статьи, где доказывалось, что железнодорожный транспорт невозможен в России в принципе – из-за холодов.

Ярыми противниками железнодорожного строительства в России выступали главноуправляющий путями сообщения граф Карл Толь и его преемник Петр Клейнмихель –  самые влиятельные люди отрасли.

Противоположную точку зрения отстаивали специалисты Института Корпуса инженеров путей сообщения. Это учреждение было организовано еще в 1809 году императором Александром I. На протяжении всего XIX века институт оставался главным транспортным училищем страны. Здесь получили образование практически все выдающиеся железнодорожники Российской империи. Самым известным из них суждено было стать инженеру Павлу Мельникову. Этот человек может быть, без сомнения, назван крестным отцом отечественного железнодорожного сообщения.

 

 

Меняю лошадку на паровой двигатель

 

Прибытие первого поезда в Царское Село.В 1835 году в России впервые осознали необходимость строительства железнодорожного сообщения. Труд Мельникова читал сам царь (Николай I довольно хорошо разбирался в инженерном деле).

Уже летом того же года император дал «высочайшее дозволение» на прокладку небольшой железнодорожной линии. Автор проекта Франц Герстнер предложил провести эту линию между столицей государства Санкт-Петербургом и царскими резиденциями в Царском Селе и Павловске. «Транспортный министр» Толь не осмелился противоречить правителю.

Так 1835 год стал переломным в судьбе русских железных дорог. Хотя собственно история железнодорожного транспорта в нашей стране отсчитывается от 1837 года, когда Царскосельская дорога начала функционировать, но можно сказать, что 1835-й – год «зачатия» этого транспорта.

 

 

Крестный отец – железный Мельников

 

О нем стоит рассказать особо. Павел Петрович Мельников родился в 1804 году.  В возрасте двадцати одного года он поступил в Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Причем по совокупности знаний молодого человека зачислили сразу на третий курс. После завершения обучения Мельников остался в институте – уже как преподаватель. В двадцать девять лет он стал профессором,  заведующим кафедрой прикладной механики.

В то время в институте еще не преподавали дисциплин, изучавших железнодорожный транспорт. Только в 1835 году профессор Матвей Волков включит в программу курс «О построении железных дорог». Поэтому железнодорожная специализация, которую выбрал себе Мельников для диссертации, была по тогдашним меркам весьма авангардной (приблизительно как сейчас проектирование машины времени).

Тем не менее, в 1835 году работа Мельникова «О железных дорогах» увидела свет. Эффект появления этого трактата был очень велик. В своих выкладках ученый доказывал, что отечественные условия не только не противоречат созданию железных дорог, но даже благоприятствуют им. Именно там им были сказаны слова, которые и сейчас могут быть девизом российских железных дорог: «Железные дороги крайне необходимы России... они, можно сказать, выдуманы для нее более, чем для какой-либо другой страны Европы... Климат России и ее пространства соделывают их особенно драгоценными для человечества».

За свою книгу ученый получил от Главного управления путей сообщения награду – бриллиантовый перстень. Позднее Павел Мельников проектировал крупнейшую на тот момент железную дорогу в мире – Санкт-Петербург – Москва. Когда в 1865-м в России было учреждено Министерство транспорта, Мельников стал первым министром.

 

Артём Яковлев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31