14 июля 2020 04:25

14 июля 2020 04:25

Почему убегают дети?

Общественное мнение считает, будто дети бегут только из неблагополучных семей, где им не уделяется достаточного внимания, где их истязают. И какой бывает шок, когда вдруг исчезает наш ребенок, и потом оказывается, что его никто не похищал – сам сбежал! Чего, спрашивается, не хватало? Любовью и вниманием не обижен, и в секции ходил, и музыкой занимался, и иностранный язык учил…

Общественное мнение считает, будто дети бегут только из неблагополучных семей, где им не уделяется достаточного внимания, где их истязают. И какой бывает шок, когда вдруг исчезает наш ребенок, и потом оказывается, что его никто не похищал – сам сбежал! Чего, спрашивается, не хватало? Любовью и вниманием не обижен, и в секции ходил, и музыкой занимался, и иностранный язык учил…

Это не полет моей фантазии. К нам нередко обращаются родители детей, убежавших из дома, казалось бы, совершенно беспричинно. И что же выясняется? Оказывается, ребенок живет такой «насыщенной» жизнью, что не каждый взрослый выдержит хотя бы один день! Начинаем разбирать с родителями ситуацию – и слышим: «Он ведь ребенок домашний, утром школа, потом преподаватель английского, затем – бассейн, музыкальная школа. Вечером уроки выучит и ложится спать. Ему и погулять некогда...»

Но это же не дело, что ребенок не имеет возможности просто погулять, пообщаться со сверстниками. Ему хочется погонять в футбол, но нужно зубрить английский; ему хочется посмотреть телевизор, но нужно готовиться к занятиям в школе, разучивать гаммы. И тогда ребенок начинает стихийно протестовать.

 

Он может просто не выучить урок, прогулять занятие, а может сбежать из дома. Он бежит не от родителей, которых любит, а от их методов воспитания, от непосильных нагрузок. Он хочет быть не вундеркиндом, а просто ребенком, обычным мальчиком или девочкой, которые могут сами распоряжаться своим личным временем.

Вот наглядный пример. Мать девятилетней девочки, придя с работы, увидела, что ребенок из школы не возвращался: портфеля не было, а нотная папка лежала нетронутой. Решив, что дочка задержалась в школе, женщина отправилась к ее однокласснице, жившей двумя этажами выше, и, выходя из квартиры, заметила листок бумаги, лежащий под дверью. Развернув бумажку, она прочла: «Мы у вас своровали девочку. Не ищите ее, а то будит плоха». (Привожу записку дословно вместе с орфографическими ошибками.)

Не только ошибки и печатные буквы – сам стиль не оставлял никаких сомнений, что записку писал ребенок. Разговор с мамой быстро прояснил, что у девочки буквально не было свободной минуты – столько кружков и секций она посещала. А на вопрос, чем руководствовались родители при выборе «хобби» ребенка, женщина ответила: «Пусть лучше занимается музыкой, рисованием, плаваньем и иностранным, чем целыми днями шататься по улице. И потом, что она понимает? Вот подрастет, пусть тогда и решает, к чему душа лежит». Пришлось потратить немало времени, чтобы объяснить мамаше, что ребенка ее никто не похищал, что девочка просто решила таким «экзотическим» способом избавиться от нежеланных занятий. И когда женщина согласилась с приведенными доводами, мы вместе навестили лучшую подругу «пропавшей» дочки. Сделав уроки на завтра, та мирно играла в куклы…

 

Прошло больше месяца. У матери с дочерью состоялся серьезный разговор, и родители впервые прислушались к мнению девочки. Теперь она ходит только в бассейн и на иностранный язык, который выбрала сама. Ей, можно сказать, повезло, но сколько детей остаются непонятыми, молчаливо страдая от нашего родительского произвола…

Прежде чем наказать ребенка словом или физически, подумайте над мотивами его поведения, разберитесь в ситуации. Не стоит рубить с плеча: мол, если учитель жалуется, значит, ребенок однозначно виноват. Вспомните собственное детство: ведь, наверное, и вас иногда наказывали незаслуженно, так зачем же повторять чьи-то ошибки?

Выслушав одну сторону, поговорите с ребенком, выясните, почему он поступил именно так – может, он просто не понял взрослого. И окажется, что, разобрав вместе с ребенком его поведение, вы добьетесь гораздо лучших результатов, чем наказанием.

Кстати, наказание должно быть адекватно проступку. Нельзя наказывать ребенка только из-за того, что вам больше не на ком выместить свою злость или обиду. Наказание таит в себе еще большую опасность, чем непослушание, оно воспитывает в ребенке жестокость, и с возрастом дети, впитав ту агрессию, которую вы вложили в наказание, сполна возвратят ее вам. А пока сын или дочь, протестуя против вашего произвола, бегут из дома, ища людей, способных их понять и приласкать, попадая подчас в преступные группы или становясь жертвой насилия.

 

Бывает, побег ребенка связан с тем, что он был не понят в семье, что его незаслуженно наказали, избили или даже изнасиловали. Ребенок старается защититься и, прихватив деньги и вещи, уходит из дома. Почти всегда он вскоре раскаивается, хочет вернуться, но боится вашего гнева: ведь ему не раз попадало за нечаянно разбитую вазу или чашку, и у него сложилось достаточно прочное мнение, что вещи вам дороже его самого. Вот и вынужден бедолага обустраивать свою жизнь «на воле», становясь попрошайкой или даже преступником.

Вот красноречивая история 13-летнего Вадима, который сбежал из дома, не поладив с отчимом. Сперва он хотел просто погулять и вернуться домой ближе к вечеру, когда гнев приемного папаши поутихнет. Да, на беду, забрел на вокзал, где познакомился с неким мужчиной, представившимся моряком из Мурманска. Новый знакомый предложил Вадиму уехать с ним, но, чтобы все было «как надо», уговорил мальчика взять дома как можно больше наличных денег. И Вадим потихоньку забирает все деньги, приготовленные на покупку стенки. Парень уехал с «добрым» дядей, а когда деньги закончились, морячок преспокойно оставил его одного на вокзале в незнакомом городе. И как теперь Вадиму показаться дома? Ведь на нем не только побег из семьи, но и кража денег…

 

А вот еще более печальная история. Тринадцатилетнюю Таню наказали за неудовлетворительную оценку в школе: лишили прогулок и, что еще хуже, долгожданной поездки с классом в Кострому. Девочка решает во что бы то ни стало все же поехать с одноклассниками и, выбравшись из дома в отсутствие родителей, осуществляет задуманное.

Но поездка окончена, а возвращаться домой нельзя: там уже ждут разгневанные родители. Таня хочет уехать к друзьям, живущим в другом городе, но вместо этого становится жертвой насильника и попадает в больницу.

Конечно же, никто из нас не хочет, чтобы его любимый ребенок стал «героем» милицейских сводок – даже если обойдется без трагических последствий. Чтобы этого не случилось, внедрите в жизнь своей семьи следующие правила – кстати, не такие уж и сложные. Во-первых, почаще прислушивайтесь к желаниям самого ребенка, не нагружайте его чрезмерно только из боязни, как бы он не подпал под дурное влияние улицы – иначе последствия могут быть еще более непредсказуемыми. Во-вторых, если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите браться за кнут (образно или в прямом смысле), сначала выясните мотивы. Выбирайте наказание, адекватное проступку, и, уж конечно, не наказывайте только из-за того, что у вас плохое настроение, или «для профилактики». Наконец, найдите в себе мужество и мудрость поговорить с ребенком по душам, объясните ему, что, даже если он вдруг сделает необдуманный шаг, вы все равно – независимо от тяжести вины – будете его любить и ждать, ведь он для вас самое дорогое.

Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе с ними их проблемы – и тогда вам вряд ли придется искать внезапно убежавшего из дома ребенка.

 

Дмитрий Пузанов,

старший инспектор по делам

несовершеннолетних ЛОВД

на станции Аксарайская

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31