06 июля 2020 14:31

06 июля 2020 14:31

Побеждает тот, кто не боится трудностей

На днях в Саратовской дортехшколе прошел финал конкурса профмастерства среди помощников машинистов. Идея конкурса принадлежит преподавателям этого учебного заведения. Возникла она не случайно. Любое действие локомотивной бригады должно быть четко отработано. А если в пути возникла неисправность? Ответ очевиден: нужно быстро ее устранить.

На днях в Саратовской дортехшколе прошел финал конкурса профмастерства среди помощников машинистов.

 

Идея конкурса принадлежит преподавателям этого учебного заведения. Возникла она не случайно. Любое действие локомотивной бригады должно быть четко отработано. А если в пути возникла неисправность? Ответ очевиден: нужно быстро ее устранить.

Главные призеры конкурса Роман Лупиносов, Владимир Шилов и Антон Левахин. (Фото Владимира Кожункова.)Именно поэтому в столь ответственном конкурсе принимали участие все курсанты Саратовской дорожной технической школы – помощники машинистов из Астрахани, Волгограда, Ершова, Верхнего Баскунчака, Аткарска и Сенной. В финал соревнований вышли трое: Владимир Шилов, Роман Лупиносов и Антон Левахин, все – представители локомотивного депо Саратов. Они с честью прошли предварительные испытания. Теперь им предстояло продемонстрировать умение быстро устранять неисправности в электрической цепи локомотива.

Надо сказать, что все предыдущие этапы конкурса оценивали только преподаватели дорожной школы, а вот заключительный судило компетентное жюри в составе начальника локомотивного депо Саратов Михаила Жируна, руководителя дорожного центра по расшифровке скоростемерных лент службы локомотивного хозяйства Владимира Абакумова и заместителя начальника локомотивного депо Саратов по эксплуатации Сергея Рогова. В своем вступительном слове начальник Саратовской дорожной технической школы Артур Николаев подчеркнул, что универсальной оценки качества подготовки машинистов и их помощников не существует. Однако, анализируя серьезные недочеты локомотивных бригад, специалисты не раз приходили к выводу, что в большинстве случаев нештатные ситуации не являлись безвыходными, и основными причинами брака на перегонах остаются ошибки в действиях локомотивной бригады. Значит, профессионализма у локомотивщиков никогда не бывает слишком много – всегда есть над чем работать.

– Для грамотного выхода из нештатной ситуации недостаточно одного лишь знания нормативных документов, – сказал Артур Юрьевич. – Здесь нужно суметь проанализировать ход и результат своих действий, быстро принять ответственное решение. Одним словом, обладать особыми умениями и навыками.

 

Конкурсантов напутствует начальник локомотивного депо Саратов Михаил Жирун.Умения и навыки конкурсантов в каждом задании жюри оценивало по пятибалльной системе. К примеру, на устранение неисправности отводилось строго определенное время, и выход за рамки этого лимита тут же сказывался на итоговой оценке. При этом каждый помощник машиниста должен был объяснить присутствующим свои действия и не забыть о технике безопасности. Зато можно было воспользоваться помощью группы поддержки, если задача оказывалась слишком сложной.

Кстати, поболеть за своих прибыли две команды коллег из локомотивных депо Саратов и Сенная. И было видно, что они тоже подготовились к конкурсу основательно.

Свою подготовку участники состязаний демонстрировали на действующей высоковольтной камере тепловоза 2ТЭ116. Самый первый шаг – запуск дизеля локомотива, во время которого не срабатывал один из аппаратов. Это – нештатная ситуация, требующая немедленного разрешения. Другая неисправность возникает при условном движении локомотива: срабатывает силовая защита. Возможно, обрыв в электросети? Курсант должен точно определить, на каком участке цепи это произошло, и суметь устранить поломку. Кстати, умение мыслить для помощника машиниста очень важно: ведь вариантов выхода из нештатной ситуации может быть несколько, и нужно выбрать только один – самый рациональный.

Вполне объяснимое волнение не всегда позволяло ребятам найти верное решение. Тогда на помощь приходили члены жюри.

– Самое главное – учесть все замечания и постараться избежать подобных ошибок в работе, – напутствовал курсантов-конкурсантов Михаил Жирун.

А болельщики, для которых это пожелание звучало не менее актуально, чем для их состязающихся товарищей, охотно делились своими впечатлениями.

– Теперь я на всю жизнь запомнил, что в нашем деле мелочей не бывает, – признался помощник машиниста саратовского депо Илья Осин. – Ведь даже сегодня, на конкурсе мы не просто наблюдали за действиями своих товарищей – мы учились.

После подсчета заработанных баллов жюри, посовещавшись, назвало имя лидера. Им стал Владимир Шилов. Второе место у Романа Лупиносова, третье досталось Антону Левахину. Ребятам были вручены дипломы и ценные подарки.

 

Болельщики внимательно следят за всем происходящим.Плотный рабочий график не позволил заместителю начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Геннадию Нелипе присутствовать на конкурсе от начала до конца, однако он нашел время, чтобы поздравить победителей и пообщаться с присутствующими в классе помощниками машинистов. В непринужденной беседе с Геннадием Николаевичем ребята задавали вопросы, высказывались по поводу условий работы в локомотивном депо, рассказывали об учебе в дортехшколе. В свою очередь гость пообещал, что техническое оснащение дортехшколы будет продолжаться.

– Пока упущен такой важный момент, как взаимодействие машиниста тепловоза с поездным диспетчером, – отметил Геннадий Нелипа. – Очень важно для курсантов в совершенстве овладеть и этим профессиональным навыком.

По словам Геннадия Николаевича, такая возможность вскоре появится. Уже в этом году материально-техническая база Саратовской дорожной технической школы пополнится новым тренажером – кабиной современного электровоза ЭП-1, оснащенной системой видеонаблюдения за действиями машиниста. А шумовое сопровождение, создающее эффект работающего оборудования локомотива, поможет курсанту ощутить себя в реальной рабочей обстановке. Тренажер будет установлен таким образом, чтобы присутствующим на занятии машинистам были хорошо видны все действия сидящего в кабине. Это даст возможность курсантам проанализировать ошибки товарищей, научит внимательному отношению к работе.

Не секрет, что профессия машиниста сложна. Но тот, кто боится трудностей, вряд ли выберет это ремесло. Быть машинистом – значит постоянно учиться, непрерывно совершенствовать свое мастерство. И самое главное, что сегодня для этого есть все условия.

 

Юлия Табакаева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31