13 июля 2020 21:31

13 июля 2020 21:31

Лаборатория на колесах: быстро, удобно, надежно

Для контроля и экспресс-анализа состояния окружающей среды на предприятиях Приволжской железной дороги была создана дорожная передвижная экологическая вагон-лаборатория.
С виду это обычный пассажирский вагон, выкрашенный в ярко-зеленый цвет. Но его внутреннее убранство никак не вяжется с привычным представлением о вагонах, предназначенных для путешественников. Поднимаешься по ступенькам чудо-лаборатории, проходишь тамбур и попадаешь... в просторный холл.

Для контроля и экспресс-анализа состояния окружающей среды на предприятиях Приволжской железной дороги была создана дорожная передвижная экологическая вагон-лаборатория.

 

С виду это обычный пассажирский вагон, выкрашенный в ярко-зеленый цвет. Но его внутреннее убранство никак не вяжется с привычным представлением о вагонах, предназначенных для путешественников.

Начальник дорожной передвижной лаборатории Наталья Яценко. (Фото Владимира Кожункова).Поднимаешься по ступенькам чудо-лаборатории, проходишь тамбур и попадаешь... в просторный холл. Во встроенных шкафах хранятся вещи экологов. Здесь же они собираются за большим столом в часы отдыха. Можно побеседовать о чем-то отвлеченном и неспешно пообедать, попить чаю. Кстати, купе в вагоне-лаборатории никто не отменял. Удобные спальные места предусмотрены для всех специалистов, выезжающих работать на линию. И, конечно же, вагон оснащен всем необходимым оборудованием. Здесь установлены компьютеры со специальными программами, позволяющими делать необходимые расчеты в пути следования. Много переносных технических устройств, с которыми специалисты-экологи работают на предприятиях.

 

Штат передвижной лаборатории невелик: начальник, три инженера-химика и три проводника. Но работы у бригады экологической лаборатории хватает. Ведь проводить контрольные замеры выбросов загрязняющих веществ приходится на самых отдаленных участках Приволжской магистрали.

 

– Вагон начал работать в марте 2004 года, – рассказывает начальник дорожной передвижной экологической лаборатории Наталья Яценко. – А спустя пять месяцев лаборатория на колесах получила свидетельство об оценке состояния измерений.

Наталья Геннадьевна окончила Волгоградский технический университет по специальности «Охрана окружающей среды. Рациональное использование природных ресурсов». Шесть лет проработала в Волгоградском пассажирском вагонном депо инженером-экологом. А когда формировали штат только что созданной вагона-лаборатории, Наталье предложили должность начальника.

– Это было ответственное решение, – признается Наталья Яценко. – Ведь в поле зрения – вся дорога, работа с каждым железнодорожным предприятием.

Специалисты-экологи дорожной передвижной лаборатории занимаются контролем атмосферного воздуха на всем полигоне Приволжской. Самый большой вред наносят природе топливосжигающие установки, в основном это работающие дизели локомотивов и котельные. А вот выбросы в атмосферу так называемых загрязняющих веществ с производственных участков железнодорожных предприятий не столь опасны.

 

С недавнего времени на Приволжской магистрали работает Центр экоаналитического контроля, объединивший в своем составе дорожную вагон-лабораторию и лаборатории Астраханского, Волгоградского и Саратовского отделений дороги. Экологи Приволжской имеют дело не только с предприятиями, входящими в состав дороги, но и с теми, которые в результате реформ вышли из нее. В мае 2007 года центр был аккредитован, то есть получил официальное разрешение на работу с различными химическими веществами (на профессиональном языке экологов они называются ингредиентами). Сегодня специалисты всех лабораторий центра имеют дело с более чем шестьюдесятью ингредиентами, которые обнаруживают в воде, почве, атмосферном воздухе.

Ведущая роль в Центре эко-аналитического контроля принадлежит передвижной лаборатории. Основная деятельность сосредоточена именно здесь. Экологи вагона ориентированы в основном на работу с загрязнениями атмосферного воздуха, но они без труда могут сделать любой другой вид анализа. Все данные, полученные специалистами экологического вагона, направляются для дальнейших исследований в стационарные лаборатории. Одна из них работает на Волгоградском отделении Приволжской железной дороги.

Среди бесконечного ряда прозрачных пробирок и колбочек с разноцветными жидкостями стоят необычные приборы.

– Это хроматограф, – поясняет начальник лаборатории по охране окружающей среды Волгоградского отделения Маргарита Мараховская. – С его помощью мы определяем концентрацию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

 

С виду - обычный пассажирский вагон, а внутри - чудо-лаборатория. (Фото Владимира Кожункова).На отдельном столе разложены переносные газоанализаторы всевозможных размеров. Они служат для анализа выбросов от топливосжигающих установок. А рядом – специальные манометры, которые показывают скорость дымовых газов.

Группа химико-аналитического контроля работает в весовой комнате лаборатории. Здесь экологи «колдуют» над вредными примесями в сточной воде.

– В последнее время приходится осваивать работу с новыми ингредиентами, – рассказывает Маргарита Мараховская. – Скажем, фенол – очень вредное вещество, и на железнодорожных предприятиях его не должно быть вовсе. Но тем не менее наши специалисты находят его в сточной воде.

 

Анализ жидкости проводят с помощью специального прибора – флюората. Он помогает определить даже самое малое количество вредных примесей в воде.

Любой анализ в лаборатории по охране окружающей среды не только выявляет степень концентрации загрязняющих веществ, но и показывает соответствие или несоответствие этой концентрации допустимой норме. Здесь важная роль принадлежит дорожной передвижной лаборатории. Ее специалисты привозят результаты замеров выбросов в атмосферу, которые служат основой для разработки специальных документов. На Волгоградском отделении – двадцать три железнодорожных предприятия. И для каждого из них работники лаборатории по охране окружающей среды составляют проекты предельно допустимых выбросов в атмосферу, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

– Это достаточно кропотливая работа, – поясняет начальник лаборатории. – Нужно собрать исходные данные со всех предприятий, обработать результаты анализов, составить план.

 

Деятельность Центра экоаналитического контроля постоянно совершенствуется. В течение этого года планируется расширить его область аккредитации более чем на двадцать ингредиентов. Это значит, что сотрудникам центра придется решать новые задачи. В том, что поставленные цели будут достигнуты, сомневаться не приходится. Ведь само существование и непрерывное развитие экоаналитического центра – явление уникальное. Подобной организации нет ни на одной другой дороге. Так что Приволжская магистраль может по праву гордиться квалифицированными специалистами-экологами, умеющими работать на благо железнодорожной отрасли. И родной природы, конечно.

Юлия Табакаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31