07 июля 2020 05:12

07 июля 2020 05:12

Они служат науке и прогрессу

Истории развития научно-технической информации на Приволжской железной дороге практически столько же лет, сколько и самой дороге.
Ее распространение на магистрали началось с открытия в 1886 году трех технических библиотек на станциях Саратов-товарный, Козлов и Тамбов. Уже позже был образован первый орган научно-технической информации – дортехкабинет, а затем, в 1958 году, – дорожный дом техники, который в 1969 году был переименован в дорожный Центр научно-технической информации и пропаганды.

Дорожный центр научно-технической информации Приволжской магистрали отмечает свое 35-летие.

Истории развития научно-технической информации на Приволжской железной дороге практически столько же лет, сколько и самой дороге.

 

Ее распространение на магистрали началось с открытия в 1886 году трех технических библиотек на станциях Саратов-товарный, Козлов и Тамбов. Уже позже был образован первый орган научно-технической информации – дортехкабинет, а затем, в 1958 году, – дорожный дом техники, который в 1969 году был переименован в дорожный Центр научно-технической информации и пропаганды.

Наконец, 19 июня 1973 года приказом начальника Приволжской железной дороги был организован объединенный Дорожный центр научно-технической информации и пропаганды, руководителем которого стал Борис Яковлевич Гаманюк.

80-е годы прошлого столетия оказались для ДЦНТИ очень интенсивными по развитию и внедрению новейших технических разработок. Именно в это время началось внедрение автоматизированных систем научно-технической информации, таких программ, как АФИПС и АИПС, которые обеспечивали автоматизированный поиск информации по железнодорожной тематике. В то время начальником ДЦНТИ был Георгий Григорьевич Кирилюк, ранее работавший главным инженером дороги. Под его руководством был укомплектован видеофильмами и фильмофонд дорожного центра. Фильмы предназначались для демонстрации работникам служб управления дороги.

 

С 1992 года, когда начальником ДЦНТИ была назначена Нина Андреевна Полякова, начались новые этапы развития центра: образована видеогруппа по выпуску видеофильмов для хозяйств дороги, организован отдел по разработке дизайна печатной продукции, создан WEB-сервер и электронные версии буклетов, развивалась выставочная деятельность, а также внедрялись сетевые автоматизированные информационно-поисковые системы. Так, в 2000 году для качественного и оперативного информационного обеспечения специалистов и руководителей дороги в ДЦНТИ была внедрена сетевая автоматизированная информационно-поисковая система «Навигатор Плюс» с отраслевым банком данных отечественной и зарубежной информации по железнодорожному транспорту и смежным областям науки и техники. Банк данных системы и сегодня регулярно пополняется специалистами справочно-информационного отдела ДЦНТИ и является источником обмена творческой информацией между предприятиями отрасли.

 

altОдна из основных задач справочно-информационного отдела – это укрепление нормативной базы: обновление и переиздание руководящих и методических документов о работе экспертных групп, подготовленных в помощь техническим информаторам и экономистам дороги. Специалисты СИО также организуют и проводят «дни информации», оказывают информационную поддержку школам передового опыта, семинарам, конкурсам профессионального мастерства, конференциям. По материалам проведенных дорожных мероприятий специалисты справочно-информационного отдела и кабинетов технической информации готовят публикации для отраслевых газет и журналов, таких, как «Гудок», «Железнодорожник Поволжья», «Путь и путевое хозяйство», «Автоматика, связь, информатика», «Вагоны и вагонное хозяйство», «Локомотивы».

Но самым главным в работе специалистов ДЦНТИ является ее конечный результат: экономический эффект, получаемый от внедрения технических новшеств, которые работниками магистрали заимствуются из информационных источников, выпускаемых дорожным центром. А для того, чтобы эти информационные источники были всегда доступными специалистам дорожных предприятий, в центре ведется постоянное усовершенствование и поиск новых форм и методов распространения информации. Так, в 2002 году в ДЦНТИ Приволжской железной дороги специалистами ЦНИИТЭИ МПС была впервые на сети произведена установка программного обеспечения «Системы автоматизированного учета и подготовки на дороге анализа и отчета о внедренных новшествах». А в 2003 году в Волгограде собрались заведующие кабинетами технической информации сети дорог для изучения опыта внедрения современных технологических средств и информационных технологий в подразделениях научно-технической информации Приволжской железной дороги. И опыт нашей магистрали был рекомендован к распространению на всю сеть.

 

Большую работу осуществляет и видеогруппа ДЦНТИ, созданная для освещения дорожных и сетевых мероприятий. С 1998 по 2004 год ею выпущено более 100 видеофильмов, в том числе учебных и презентационных: «Приволжская магистраль на рубеже веков», «Ресурсосберегающие технологии в локомотивном хозяйстве», «ДАДЦУ-99» и многие другие, которые в обязательном порядке демонстрируются на технико-экономических советах, конференциях, семинарах, «днях информации» и «днях специалиста», различных выставках. А в связи с тем, что именно выставки являются наиболее эффективной формой распространения и обмена информацией о достижениях науки и передовом производственном опыте, в 1998 году на международные выставки «Транстек-98» и «ЭКСПОЖД-98» дорога направила делегацию, в которую также вошли и специалисты ДЦНТИ. Они работали над оформлением выставочных экспозиций и представляли на выставках экспонаты, в том числе WEB-сервер Приволжской железной дороги. В итоге решением выставочного комитета, в который входили и руководители Министерства путей сообщения, WEB-сервер Приволжской железной дороги был награжден медалью ВВЦ.

Большое внимание работники ДЦНТИ обращают и на оформление материалов к технико-экономическим советам, конференциям. Эту работу осуществляет отдел по разработке дизайна печатной продукции. Образованный в 1995 году, он постоянно развивался, применяя на практике различные возможности дизайнерских программ при оформлении информационных буклетов, брошюр, фотоальбомов, плакатов и так далее. Специалисты отдела осуществляли подготовку и оформление выставок и информационных материалов к таким ответственным мероприятиям, как визиты на дорогу министра МПС Российской Федерации Николая Аксененко, президентов ОАО «Российские железные дороги» Геннадия Фадеева и Владимира Якунина.

Дорожный центр научно-технической информации обеспечивает информацией 228 кабинетов технической учебы предприятий дороги. Производственным сектором центра только за 2007 год оттиражировано для них более 200 тысяч материалов. А за период с 2005 по 2008 год в ДЦНТИ было издано 32 информационных листка о работе лучших технических кабинетов хозяйств дороги, и их опыт был распространен на сети дорог.

 

altВ 2007 году совместно с вычислительным центром и службой корпоративной информатизации дороги Дорожным центром научно-технической информации был создан сайт «Единая Автоматизированная База данных типовых конспектов технической учебы и учебных видеофильмов Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»: http://conspect.pvrr.mps/. Информация, размещенная на сайте, пользуется огромным спросом у слушателей технических занятий, преподавателей, ответственных за организацию и проведение технической учебы, главных инженеров предприятий, отделений, служб и дирекций дороги. Так, за первый год работы сайта, доступ к которому сейчас возможен и с документ-сайта Приволжской железной дороги http://ivc.pvrr.mps/, зафиксировано 3120 посещений. На сайте функционирует отдел «Библиотека». Он является некой виртуальной выставкой, где специалисты и руководители хозяйств могут познакомиться и заказать любые указанные на сайте издания книг, диски, периодику, размещенную в технических библиотеках дороги, фонд которых насчитывает 335020 экземпляров литературы, 35 наименований газет и 103 журнала.

Ежемесячно Дорожным центром научно-технической информации на базе технических библиотек проводятся «дни информации». Работники дороги знакомятся с научно-техническими новшествами, иной раз требующими оперативного внедрения в производство. С прошлого года в Дорожном центре научно-технической информации Приволжской железной дороги «дни информации» проводятся с применением электронных технологий. Так, руководители и специалисты служб, дирекций, отделений и предприятий дороги за день до мероприятия получают приглашение по электронной почте. А уже непосредственно на «дне информации» пользуются возможностью поиска материалов по железнодорожной тематике в сетях Интернет и Интранет. Они также могут познакомится с новыми публикациями в научно-технических изданиях, размещенных на CD-дисках.

 

Вся огромная работа, которая проводится специалистами Дорожного центра научно-технической информации, прежде всего преследует одну цель: оперативность и качество справочно-информационного обслуживания руководителей и специалистов дороги. Ведь именно темпы внедрения научно-технических достижений и передового опыта, обеспечивающие повышение производственных и экономических показателей работы, использование актуальной и полной информации при решении управленческих, научно-исследовательских и других задач определяют развитие, достижение и творческий успех научно-технического прогресса на Приволжской железной дороге.

 

Александр Смородин,

главный инженер Приволжской железной дороги

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31