12 июля 2020 20:05

12 июля 2020 20:05

Тыл героического Сталинграда обеспечивала «женская» дорога

В заволжском городке Ленинске Волгоградской области широко отметили 65-летие пуска железнодорожной ветки Владимировка – Сталинград. В юбилейном мероприятии приняли участие заместитель председателя совета ветеранов Волгоградского отделения дороги Владимир Плющ, директор народного музея волгоградских железнодорожников Олег Кириченко и поэт Лев Кривошеенко.

В заволжском городке Ленинске Волгоградской области широко отметили 65-летие пуска железнодорожной ветки Владимировка – Сталинград. В юбилейном мероприятии приняли участие заместитель председателя совета ветеранов Волгоградского отделения дороги Владимир Плющ, директор народного музея волгоградских железнодорожников Олег Кириченко и поэт Лев Кривошеенко.

 

Отделенческий совет ветеранов и музей волгоградских железнодорожников оказали большую помощь следопытам Ленинска и председателю совета ветеранов Ленинского района Сергею Коровину в сборе материалов о  строительстве этой ветки, связавшей Сталинград через паромную переправу с заволжским тылом.

 

Вот как это было. Советское правительство, учитывая тревожную обстановку, сложившуюся на юге страны, 12 сентября 1941 года приняло решение о строительстве участка железной дороги Владимировка – Сталинград с паромной переправой через Волгу. Пуск дороги намечался весной 1942 года. Однако ещё 27 декабря 1941 года ветка протяжённостью 180 километров была сдана в эксплуатацию.

 

В своих воспоминаниях бывший первый секретарь Ленинского РК ВКП(б) Павел Телятников пишет: «Нашему району предстояло проложить полотно протяжённостью 42 километра.10 тысяч жителей района строили дорогу. В основном это были женщины, и дорогу стали называть «женской». Лопаты, лом, кирка и деревянные носилки были главными орудиями труда. Не хватало одежды и обуви, питание было одноразовым, а рабочий день длился от зари до зари».

В период Сталинградской битвы заволжская железнодорожная ветка пропустила 300 тысяч вагонов с оружием и другими материально-техническими средствами.

И вот – юбилейная встреча 65 лет спустя. Более ста человек откликнулись на приглашение приехать, многие из них принимали непосредственное участие в стройке. Татьяна Фролова, например, на двух подводах, запряжённых быками и верблюдами, подвозила землю для железнодорожной насыпи. И не удивительно, что железная дорога определила всю дальнейшую судьбу Татьяны Андреевны: в её семье выросла целая династия железнодорожников.

 

О значении железнодорожной ветки уже в мирное время и её работниках рассказал ветеран транспорта, бывший начальник станции Ленинск П.С. Сушков. С интересной информацией выступил преподаватель политехнического института, кандидат исторических наук М.Н. Опалёв. В ходе работы над своей кандидатской диссертацией он обнаружил, что, оказывается, эта железная дорога впервые начала строиться ещё в 1919 году, когда красный Царицын был охвачен кольцом белогвардейских войск. Но после прорыва блокады белые взорвали мосты, и все наличные силы были брошены на их восстановление. Строительство дороги отложили и вернулись к осуществлению прежнего проекта лишь в 1941 году, когда к Сталинграду подбирался новый враг.

 

На встрече было предоставлено слово и директору народного музея волгоградских железнодорожников О.Н. Кириченко. Олег Николаевич передал в дар районному музею немало экспонатов и документов. В свою очередь бывшие строители дороги, участники Великой Отечественной войны А.П. Абросимов и П.Ф. Воробьёв подарили музею редкие фотографии и давние железнодорожные инструменты.

Завершая встречу, председатель районного совета ветеранов С.Н. Коровин предложил обратиться к руководству Астраханского отделения дороги с просьбой об установлении памятной мемориальной доски на здании вокзала станции Ленинск.

 

Анатолий Венецианов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31