13 июля 2020 04:02

13 июля 2020 04:02

Возвращаясь к истокам



Выставка материалов, посвящённых 170-летию железнодорожного транспорта России.
Дорожная научно-техническая библиотека Приволжской железной дороги предлагает информационный обзор статей из отраслевых журналов, посвященных 170-летию железных дорог России – ключевого звена транспортной системы страны, на долю которых сегодня приходится более 80 процентов общего грузооборота (или свыше 40 процентов с учетом трубопроводного транспорта) и почти 44 процента пассажирооборота.
Дорожная научно-техническая библиотека Приволжской железной дороги предлагает информационный обзор статей из отраслевых журналов, посвященных 170-летию железных дорог России – ключевого звена транспортной системы страны, на долю которых сегодня приходится более 80 процентов общего грузооборота (или свыше 40 процентов с учетом трубопроводного транспорта) и почти 44 процента пассажирооборота.

Безусловно, трудно даже в многотомном издании охватить огромную отрасль на временном отрезке, протянувшемся из Х1Х века в век ХХI, богатом крупными историческими событиями, отличающемся фантастическим прогрессом в науке и технике. Редакция журнала «Железнодорожный транспорт» в юбилейном 9-ом номере 2007 года попыталась напомнить лишь основные вехи становления и развития отечественного железнодорожного транспорта, причем сделать это главным образом на основе материалов, опубликованных в журнале в разные годы его выхода в свет. Ведь журнал, издаваемый, как известно, с 1826 г., является не только свидетелем, но и самым непосредственным и активным участником зарождения железных дорог в стране и их 170-летнего развития. Тысячи его страниц – своего рода летопись железнодорожного дела в России. Ряд статей в представленном журнале дается в сокращении из-за ограниченного объема журнала. В номере использованы иллюстрации как из архива редакции так и из литературных источников по железнодорожной тематике, экспозиций Центрального музея железнодорожного транспорта и дорожных музеев, материалов Всероссийского общества любителей железных дорог, центра корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД», транспортных вузов и др. Железнодорожный транспорт не просто технически совершенная важнейшая отрасль экономически, он все больше становится явлением социальным и культурным. Еще одно подтверждение этого жители и гости столицы получили, придя в Государственный исторический музей на Красной площади. В его стенах впервые открылась выставка «Железные дороги России. Великий путь», посвященная 170-летию отечественных железных дорог. Ее организатором стала «Компания ТрансТелеКом» при поддержке ОАО «РЖД».
30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие одноколейной Царкосельской железной дороги – первой в России. «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать… Какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила – ум человеческий…» Как и 170 лет назад, истоком железной дороги – теперь высокоскоростной – станет Петербург. Эти выдержки помещены на обложке журнала «Мир транспорта».-2007.-№3.

Под рубрикой «Страницы истории» опубликована статья Г.М. Афониной «170 лет железным дорогам России» («Автоматика, связь, информатика».- 2007.-№8.-С.46-48), эпиграфом к которой взят фрагмент из доклада действительного члена императорского Русского технического общества В.И. Троицкого на торжественном собрании общества 15 апреля 1886 года: «Царкосельскую железную дорогу в отношении ее общего значения для сети русских железных дорог и по той цели, которая имелась в виду при разрешении ее содержания, справедливо будет рассматривать подобно достопамятным потешным полкам и ботику императора Петра 1, давшим России славные и победоносные гвардию, армию и флот».
Автор статьи для ясного представления условий, в которых появился проект строительства первой железной дороги в России прослеживает в общих чертах историю их возникновения за границей.
Несмотря на небольшую протяженность и малое экономическое значение, Царскосельская железная дорога стала прародительницей современных железных дорог. И в этом ее непреходящее значение.

В развитии экономики Российского государства транспорт играет важную роль, поскольку обеспечивает внешнеэкономические и торговые связи, укрепляет обороноспособность страны, способствует обмену культурными и духовными ценностями. В этой связи вопросы правовой политики в области железнодорожного транспорта являются весьма актуальными. В статье (Н.В. Мишина, доцента кафедры «Теория государства и права» Ростовского университета путей сообщения, кандидата исторических наук « Этапы развития правовой политики на железнодорожном транспорте» Ж.-д. транспорт.-2007.-№5.-С.70-73) правовая политика на железнодорожном транспорте рассматривается как целенаправленная и последовательная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию, развитию и совершенствованию механизма правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта и его инфраструктуры. Изучение и анализ железнодорожного законодательства в исторической ретроспективе позволяет сделать вывод о том, что оно идет вслед за меняющимися условиями экономического развития государства.

В оптимизации эксплуатационной работы, организации беспрепятственного и ускоренного продвижения вагонопотоков важную роль играют сортировочные станции. Намеченная ОАО «РЖД» Программа совершенствования работы и развития сортировочных станций железных дорог на 2006-2015 гг. предусматривает реализацию широкого комплекса мероприятий по их модернизации, усилению инфраструктуры, внедрению новейших технических средств, современных технологий переработки вагонов, расформирования и формирования поездов в целях повышения качества и ускорения всех станционных процессов. Об историческом пути, пройденном важнейшей сортировочной станцией магистрали, и проводимых на ней преобразованиях рассказывает главный инженер Южно-Уральской железной дороги М.Г. Родомаченко в статье «По пути модернизации и обновления», напечатанной в журнале «Железнодорожный транспорт».-2007.-№4.-С.44-51.
С расширенным материалом об истории железных дорог читатели технических библиотек Приволжской железной дороги имеют возможность познакомиться на организованных книжно-иллюстративных выставках. Представленные издания помогут ощутить дух и ритм времени, особенности и проблематику главных этапов истории стальных магистралей.

Нина Позднева,
заведующая дорожной научно-технической библиотекой
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31