13 июля 2020 20:23

13 июля 2020 20:23

В комбинезоне и с гаечным ключом

– Прибыв в Сталинград в августе 1947 года после окончания Николаевского техникума железнодорожного транспорта, что на Украине, я с первых дней включилась в работу по специальности механизация погрузочно-разгрузочных работ, – вспоминает бывший инженер-механизатор Волгоградского отделения дороги Вера Михайловна Смирнова. – В то время погрузочно-разгрузочные работы на отделении дороги выполнялись конторой с таким же названием.
1947 год – инженер-механизатор в погонах лейтенанта Вера Михайловна Смирнова– Прибыв в Сталинград в августе 1947 года после окончания Николаевского техникума железнодорожного транспорта, что на Украине, я с первых дней включилась в работу по специальности механизация погрузочно-разгрузочных работ, – вспоминает бывший инженер-механизатор Волгоградского отделения дороги Вера Михайловна Смирнова. – В то время погрузочно-разгрузочные работы на отделении дороги выполнялись конторой с таким же названием. Один паровой кран работал на контейнерной площадке станции Сталинград-1, а другой из-за отсутствия площадки и подкрановых путей сдавался в аренду заводу. Все работы выполнялись вручную в разрушенных войной и неприспособленных складах и на площадках. Здесь невозможно было применить даже малую механизацию и простейшую технику.

Особенно удручающе подействовала на меня картина, когда женщины в упряжке поднимали по сходням на высоту более пяти метров лед для вагонов-ледников. Включившись в работу, связанную с внедрением малой механизации и ремонтом имеющейся техники, я решила в первую очередь облегчить труд женщин. Ремонтной базы не было, и мне приходилось изыскивать место в депо или на заводе. Все-таки удалось механизировать подачу льда в вагоны-ледники. Имеющиеся паровые краны переоборудовала на моторные. Руководство в меня поверило, и в штатном расписании была введена должность инженера-механизатора, на которой я и проработала 30 лет…
 
В те уже далекие для нас годы Веру Михайловну постоянно можно было видеть в комбинезоне и с гаечным ключом. Силой своего примера она вовлекала всех в работу, и дела спорились. Приходилось многому учиться и много читать технической литературы. Вскоре в кармане появились удостоверения на допуск ко всем механизмам. Она умело управляла и краном, и трактором.

Назревало время перемен, и вот она уже в первых рядах начавшегося строительства механизированных площадок, складов, повышенных и подкрановых путей на станциях Волгоградского отделения дороги, а также крупного грузового двора на станции Волгоград-2.

– Строительство объектов необходимо было контролировать, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию внедряемой механизации. Для этого нужны были дополнительные знания, и я продолжала учиться, – продолжает ветеран. – К началу строительства я уже имела удостоверения и допуски к обслуживанию объектов котлонадзора, госгортехнадзора и электронадзора. Технических школ и учебных кабинетов тогда не было. Механизаторов готовили сами из числа грузчиков, а монтаж поступающей техники производили силами подготовленных мною крановщиков и электриков. Свою сноровку здесь проявила и я.

Шли годы, внедрялась новая техника. Если в 1947 году уровень механизации составлял два процента, то в 1960 году он превысил 70 процентов, и в этом немалая заслуга Веры Михайловны Смирновой. В 60-е годы снова идет виток внедрения новой техники и разрабатывается план ее внедрения. В мае 1965 года осуществилось преобразование погрузочно-разгрузочной конторы в механизированную дистанцию. Авторитет инженера-механизатора был на высоте. Каждый труженик дистанции был готов сказать доброе слово о Вере Михайловне, рассказать о ее огромном вкладе в производство. Областная газета «Волгоградская правда» в номере за 23 марта 1963 года напечатала заметку с фотографией Веры Михайловны.

«Через требовательную школу Смирновой прошел не один человек. Косицын, Лянаев, Юшин, Кузьмин, Харькова, Морозов и многие другие обязаны Вере Михайловне тем, что освоили по три профессии. А сколько изобретательности, выдумки вложила она в усовершенствование конструкций и механизмов. В каждом кране ее труд. 15 лет идут к Смирновой работники погрузочно-разгрузочной конторы со своими радостями и горестями. И для каждого находит она участливое слово, добрый совет», – писала тогда газета.

Пришлось Вере Михайловне поработать и в системе ППЖТ, откуда она и ушла на заслуженный отдых. В связи с передачей ППЖТ из системы Министерства автомобильного транспорта в МПС требовались опытные кадры железнодорожников. Решением руководства отделения дороги ее и направили в ППЖТ. И эта сфера деятельности ей оказалась по плечу. Как сама Вера Михайловна говорит: и эта задача решена.

Уйдя на пенсию, она живо интересуется делами своих коллег, гордится своими учениками, которых у нее немало набралось за 51 год работы на транспорте. Порой достает она из комода старые фотографии и благодарственные письма с наградами и долго их перечитывает. Ведь в них собрана, как в кулак, вся жизнь. И сейчас Вера Михайловна, выходя во двор своей многоэтажки, непременно организовывает детвору на благоустройство территории. Если раньше у дома росли только сорняки, то вот уже многие годы двор украшают роскошные цветники, высаженные руками Веры Михайловны и ее помощников. Вот такая она неугомонная.

 
Анатолий Венецианов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31