10 июля 2020 01:55

10 июля 2020 01:55

Наш паровоз вперед летит

Самые первые паровозы – великое изобретение человечества – стали настоящими локомотивами в развитии экономики многих стран. С каждым годом они совершенствовались, становясь более скоростными, мощными, но всегда верно служили людям.

Уже более 200 лет локомотивы, незаменимые помощники людей в перевозке грузов и пассажиров, колесят по стальным магистралям всего мира. Самые первые паровозы – великое изобретение человечества – стали настоящими локомотивами в развитии экономики многих стран. С каждым годом они совершенствовались, становясь более скоростными, мощными, но всегда верно служили людям.

 

В честь паровых машин, благодаря которым движение по стальным магистралям нашей страны не прекращалось даже в самые тяжелые для нее годы, в локомотивных депо Приволжской железной дороги установлены паровозы-памятники – молчаливые свидетели великого труда и достижений человеческой мысли.

Одним из первых паровозов, колесивших по железнодорожным магистралям России на заре XX века, был паровоз серии «Э». Известно, что его конструктором является инженер В.М. Лопушинский, а строительство велось на Луганском паровозостроительном заводе.

 

Усовершенствованная по тому времени машина выпускалась в России всего три года – с 1912 по 1915. Но эксплуатировалась она на стальных магистралях нашей страны вплоть до конца 90-х годов XX века. Впервые паровоз серии «Э» поступил на Рязано-Уральскую железную дорогу в 1926 году и с тех пор верой и правдой служил родной магистрали. По сравнению с предыдущими поколениями паровая машина серия «Э» считалась мощной, способной перевозить до 1000 тонн грузов. Ее тяговая сила была незаменимой и в годы войны с фашистской Германией.

– Памятник паровозу серии «Э» мы установили в 1980 году на 110-летие Ленина, – рассказывает бывший машинист локомотивного депо Саратов, заслуженный работник железнодорожного транспорта, обладатель знака «Почетный железнодорожник», организатор и первый руководитель музея Саратовского депо Геннадий Миночкин.

 

– К сожалению, к тому времени многие паровозы, как раньше говорили, «переплавили на гвозди». Этот – чудом уцелел. Восстанавливали его чуть ли не всем депо на коммунистическом субботнике. И вот он, красавец, теперь стоит на пьедестале, украшая собой территорию нашего предприятия.

Геннадий Григорьевич был не только инициатором установки памятника паровозу. В послевоенные сороковые ему довелось поездить на нем сначала в качестве кочегара, а затем и помощника машиниста.

– Этот паровоз перевез на себе огромное количество грузов, – продолжает свой рассказ Геннадий Григорьевич. – Послужил он Родине и в Великую Оте-чественную. С его помощью перевозились рельсы и шпалы для строительства Сталинградской рокады. А затем по ней же он доставлял в сражающийся с фашистами город эшелоны с солдатами, снарядами и продовольствием.

 

Водить паровоз непосредственно в годы войны юному Геннадию Миночкину не разрешали. Но ремонтировать их, искореженных после бомбежки, начинающему слесарю пришлось немало.

– Бомба попала прямо в передок, – вспоминает Геннадий Григорьевич. – Мы его отремонтировали, вычистили, подкрасили – и назад, на фронт, трудиться.

Много паровозов было уничтожено в войну, но те, которые уцелели, работали безотказно. За это им – вечная память!

Марина Четверикова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31