07 июля 2020 04:49

07 июля 2020 04:49

Сергей Афанасьев: Решаем задачи третьего этапа реформ

Повышение эффективности работы и качества предоставляемых услуг стало главной задачей «Железнодорожной торговой компании»
О том, как проходит реформирование системы рабочего снабжения Приволжской железной дороги, корреспонденту дорожной газеты рассказывает директор Саратовского филиала ОАО «Железнодорожная торговая компания» Сергей Афанасьев.

Повышение эффективности работы и качества предоставляемых услуг стало главной задачей «Железнодорожной торговой компании». О том, как проходит реформирование системы рабочего снабжения Приволжской железной дороги, корреспонденту дорожной газеты рассказывает директор Саратовского филиала ОАО «Железнодорожная торговая компания» Сергей Афанасьев.

– Сергей Александрович, для начала хотелось бы понять: насколько вообще было необходимо реформировать систему рабочего снабжения в целом и в масштабах нашей магистрали в частности?

 

– Судите сами. Раньше в границах Приволжской железной дороги действовал дорожный центр рабочего снабжения. В качестве структурных подразделений в это предприятие входили астраханский, волгоградский отделы рабочего снабжения и собственно Саратовский дорожный центр рабочего снабжения. Дело в том, что до перехода на рыночные отношения рабочее снабжение изначально планировалось как нерентабельное вспомогательное производство, обслуживающее железнодорожников и членов их семей на рабочих местах и по месту жительства. Выполнение социального пакета для работников ОАО «РЖД» предусматривало формирование бюджета по социальному заказу с отрицательным показателем.

 

– Что это означает?

 

– Для понимания ситуации важно уяснить прежде всего необходимость деятельности предприятий рабочего снабжения, а также смысл их существования в общей системе ОАО «РЖД». Нам приходилось решать основные социальные задачи на объектах торговли, находящихся на линейных станциях, где нередко проживают пять-десять семей железнодорожников. Мы обеспечивали питанием детей в летних лагерях и железнодорожников при проведении аварийно-восстановительных работ, а также тружеников производственных предприятий ОАО «РЖД», обслуживая, например, две-три локомотивные бригады из двух человек в ночное время. В результате подобной деятельности прибыли не получишь. А выполнение таких работ предусмотрено нормативными документами ОАО «РЖД», и это было прерогативой предприятий системы рабочего снабжения, так как ни один предприниматель не возьмется обслуживать подобные объекты.

 

Кроме того, устанавливаемый минимальный процент торговой наценки никогда не позволял содержать в должном состоянии столовые и магазины, хлебопекарни и подсобные помещения, автотранспорт и склады. А без необходимых вложений здания изнашиваются, оборудование морально устаревает. Ведь надо проводить ремонт, покупать современное оборудование, внедрять новые технологии, укомплектовывать предприятия соответствующей оргтехникой.

 

Так что, как видите, необходимость реформы системы рабочего снабжения назрела, поэтому в конце прошлого года и было принято решение создать на базе центров рабочего снабжения дочернее предприятие – открытое акционерное общество «Железнодорожная торговая компания». Приказ об этом был подписан президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным. Генеральным директором ОАО «ЖТК» был назначен Игорь Легостаев.

 

– И теперь бюджет уже не формируется, а зарабатывается?

 

– Совершенно верно. Источником формирования бюджета новой компании становится прибыль, которую эта компания сумеет заработать. Наша работа строится по двум основным направлениям. Первое – это деятельность в рамках социально-технологического заказа ОАО «РЖД», второе – деятельность объектов так называемого коммерческого сегмента.

 

Поясню более подробно. По первому направлению наше предприятие обеспечивает выполнение технологических функций, которые создают необходимые условия для качественной и бесперебойной работы предприятий основной деятельности ОАО «РЖД», связанных с организацией грузовых и пассажирских перевозок. Выполнение же социальных функций – это те работы, которые ОАО «РЖД» предусмотрело в качестве социальных гарантий своим труженикам, большая часть которых отражена и узаконена в рамках коллективного договора. Именно для этого была разграничена система договорных отношений. Для выполнения технологических функций были подписаны централизованные договоры между ОАО «ЖТК» и ОАО «РЖД», а выполнение социальных функций проводится по договорам, заключенным между филиалами материнской и дочерней компаний. Наличие таких договорных отношений повышает взаимную ответственность за выполнение общих задач. Площади, необходимые для организации питания рабочих, теперь предоставляются в соответствии с санитарными правилами и нормами под контролем подразделений «Рос-потребнадзора». (Например, вновь открытые столовые дорожной технической школы и локомотивного депо станции Ершов.) В свою очередь, Саратовский филиал ОАО «ЖТК» полностью переработал принципы формирования ежедневных меню производственных столовых с учетом увеличенного срока повторяемости блюд, обеспечения суточной нормы калорийности для различных категорий работающих.

 

А вот второе направление, как уже говорилось, – это деятельность коммерческого сегмента, то есть предприятий, не задействованных в обслуживании ОАО «РЖД». Успешная работа именно этих предприятий является источником той самой прибыли, которая зарабатывается самостоятельно. Сейчас мы используем возможности, которые дает сложившаяся структура, и основные средства, переданные на баланс акционерного общества для его развития.

 

– И как люди восприняли такое реформирование?

 

– Согласно действующему законодательству все работающие в дорожных центрах за три месяца были предупреждены об увольнении. Одновременно им были предложены равнозначные должности во вновь образуемом акционерном обществе. Изменить место работы захотели лишь 10 процентов работников. Как мне кажется, они погнались за теми выплатами, которые предусмотрены в коллективном договоре при увольнении по организационным мероприятиям. Насколько мне известно, сейчас многие из них сожалеют о том, что ушли.

 

Пользуясь случаем, хочу со страниц газеты сказать большое спасибо всем тем, кто остался, тем, кто поверил в жизне- и конкурентоспособность вновь созданного предприятия. За короткий срок этим людям пришлось проделать огромную организационную работу по регистрации недвижимого имущества, постановке объектов на налоговый учет, перезаключению всех договоров, обеспечивающих деятельность предприятия.

 

Правильность выбора новых экономических отношений подтверждается тем, что план четвертого квартала прошлого года был перевыполнен, несмотря на загруженность выполнением организационных мероприятий. И уже с первого квартала хозяйственной деятельности наш коллектив заработал премию.

 

– Сергей Александрович, что вам хотелось бы сказать в заключение?

 

– Хочу подчеркнуть, что в трудное время подготовки и проведения реформы мы встретили полное понимание необходимости изменений на всех уровнях – от руководства компании до рядовых работников производственных объединений филиала. Еще хотелось бы отметить готовность, участие и поддержку проводимых реформ в системе рабочего снабжения со стороны филиалов ОАО «РЖД». Ведь в том, что систему нужно менять, сомнений ни у кого не было, представляло проблему лишь то, как это сделать. Все прекрасно понимали, что нужно решать и социальные проблемы, и вопросы укрепления кадров, а самое главное – обеспечивать стабильность работы. Эти задачи выполняются. Сейчас каждый знает, за что он работает. Скажем так: основные законы и правила утверждены, и плохо трудиться мы не имеем права.

Юрий Шапошник
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31