14 июля 2020 00:25

14 июля 2020 00:25

Предъявите билет!

Как приучить наших граждан оплачивать проезд в пригородном железнодорожном транспорте?
...На перроне девятого пути станции Саратов-1 ранним утром собралось немного народу. В основном пожилые люди с сумками и ведрами – дачники. Медленно прохаживаясь вдоль платформы, они ожидали электропоезд Анисовка – Татищево, который, судя по объявлению диктора, должен был прибыть вовремя – в 5.26.
Неожиданно для пассажиров на перроне появились люди в железнодорожной форме. Улыбаясь, они желали друг другу

Как приучить наших граждан оплачивать проезд в пригородном железнодорожном транспорте? ...На перроне девятого пути станции Саратов-1 ранним утром собралось немного народу. В основном пожилые люди с сумками и ведрами – дачники. Медленно прохаживаясь вдоль платформы, они ожидали электропоезд Анисовка – Татищево, который, судя по объявлению диктора, должен был прибыть вовремя – в 5.26.

Неожиданно для пассажиров на перроне появились люди в железнодорожной форме. Улыбаясь, они желали друг другу доброго утра и безошибочно занимали определенные места на платформе – напротив предполагаемой остановки вагонов.

– Здесь людей садится мало, – предупредила меня Анна Родионова, старший билетный кассир Саратовского участка дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. – В основном поезд заполнится на остановках Молодежная, Площадь Ленина, Жасминная. «Головная боль» ожидает нас на обратном пути. Люди едут на работу и учебу в Саратов, а билеты приобретать не хотят. Вот и будем приучать их к добросовестности.

 

И в самом деле, поездка из Саратова в Татищево оказалась относительно спокойной, за исключением некоторых эксцессов. Несколько пассажиров довольно-таки строптивого характера очень нервничали при виде контролеров. А один из них даже нагрубил железнодорожникам, после того как у него проверили проездные документы и пожелали приятной поездки, – мол, что это за новые «приколы»?

– Вчера этого пассажира не пропустили в поезд без билета, – припомнил Николай Сергеев, начальник пассажирского отдела Саратовского участка пригородной дирекции. – А вот сегодня с билетом у него все в порядке, но за вчерашнее, наверное, все-таки обиделся.

 

Подобные рейды проводятся уже четвертый год. Обычно в них участвуют до сорока работников. Это и старшие билетные кассиры с различных станций Саратовского отделения, и контролеры пропускного пункта станции Саратов-1, и инженерно-технические работники. К сожалению, пока только благодаря таким вот мерам воздействия у пассажиров активизируются сознательность и ответственность. И они начинают привыкать к тому, что приобретать билеты на проезд в электричках – это их обязанность, норма человеческого поведения.

 

До Татищева оставалось совсем немного, когда поезд остановился на небезызвестном 816-м километре. Несколько билетных кассиров, контролеров пропускного пункта и даже начальник пассажирского отдела вышли на платформу, где уже толпился народ в ожидании этой же электрички, но в обратном направлении – до Саратова.

– Этот 816-й будет самым тяжелым на обратном пути, – пояснила Анна Юрьевна. – Здесь сядет очень много людей: работники саратовских предприятий, студенты вузов, учащиеся школ. И именно на этой остановке бывает очень много безбилетников. Поэтому-то наши работники и вышли, чтобы обилетить граждан и не задерживать поезд из-за ненужных разбирательств на обратном пути. А ведь здесь имеется касса. Вот только жители поселка Светлый, что находится недалеко отсюда, не хотят покупать билеты на электричку. Они приходят на остановочный пункт за 2 – 3 минуты до отхода поезда и норовят забраться в вагоны без проездных документов, чтобы проехать «зайцами» аж до Саратова.

 

Слова старшего билетного кассира вскоре подтвердились. Когда поезд, следуя из Татищева в Саратов, остановился на 816-м километре, народ хлынул в вагоны волной. За несколько минут поезд набился пассажирами, однако, к радости контролеров, с билетами у всех оказался полный порядок. Не зря все-таки пригородники выходят в свои хлопотные рейды!

Наконец-то заполненная пассажирами электричка взяла курс на областной центр.

– Вам нравится ездить в электропоездах? – спросила я ребят, кучковавшихся в тамбуре.

– Конечно! – послышались бойкие голоса. – Иной раз можно попутешествовать и на халяву, если повезет убежать от билетных кассиров. Да и удобно здесь. В междугородном автобусе так не прокатишься. Чаще всего приходится весь путь стоять чуть ли не на одной ноге.

 

– Убежать, значит? Но ведь если вы, пассажиры, не будете платить за проезд, откуда же возьмутся деньги на содержание электричек?

– Да разве в нас одних дело? Ведь ничего же не изменится, если мы как бегали от контролеров, так и будем бегать. Для нас главное – доехать. Вон пусть пенсионеры платят, они добросовестные и воспитанные. И денег им на все хватает, не то что нам!

 

– Ну, а если электрички перестанут ходить? – настаивала я.

 

– Это как?

 

– Да вот так. В один прекрасный день не приедет к вам электричка, и все! Потому что отправить поезд в рейс будет не на что. И придется вам добираться в Саратов автобусом, стоя на одной ноге...

 

Молодым людям явно не понравилась такая перспектива. И они не очень охотно согласились, что покупать билеты на электропоезд, пожалуй, все-таки нужно, тем более что и стоит-то он для них, студентов, полцены. Но будут ли ребята это делать – это уже, как говорится, другой вопрос.

...А все-таки жаль, что штрафы за безбилетный проезд в электричках отменили. Рано! Очень еще сильна в нас психология того басенного персонажа: «Лишь были б желуди...». А откуда они возьмутся-то?!

Марина Четверикова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31