10 июля 2020 15:25

10 июля 2020 15:25

Дмитрий Богомазов: Единый лицевой счет выгоден и удобен всем

Технологические центры при их создании располагались на всех отделениях Приволжской железной дороги. Со временем центры стали объединяться и строиться на уровне дорог, хотя это происходило не на всех магистралях. С развитием системы фирменного транспортного обслуживания наш технологический центр вошел в состав ДЦФТО. Однако и в этих условиях многим грузоотправителям «тесно» в рамках отдельных дорог. Являясь пользователями услуг железнодорожного транспорта по всей сети ОАО «РЖД», клиенты были вынуждены иметь разрозненные лицевые счета на разных дорогах.

Современные информационные технологии открывают новые перспективы в работе с клиентами, считает главный инженер ДЦФТО

 

– Дмитрий Геннадьевич, на протяжении многих лет оплата перевозок грузов железнодорожным транспортом производится через технологический центр по обработке перевозочных документов (ТехПД). В связи с совершенствованием всей работы по обслуживанию клиентов изменения произошли и в этой структуре. Напомните, пожалуйста, нашим читателям о характере этих перемен.

 

– Технологические центры при их создании располагались на всех отделениях Приволжской железной дороги. Со временем центры стали объединяться и строиться на уровне дорог, хотя это происходило не на всех магистралях. С развитием системы фирменного транспортного обслуживания наш технологический центр вошел в состав ДЦФТО. Однако и в этих условиях многим грузоотправителям «тесно» в рамках отдельных дорог. Являясь пользователями услуг железнодорожного транспорта по всей сети ОАО «РЖД», клиенты были вынуждены иметь разрозненные лицевые счета на разных дорогах. Это означает следующее. Допустим, «Лукойлу» для отправки грузов с Приволжской железной дороги нужно было перечислить деньги только на Приволжской железной дороге, для отправки с Куйбышевской – только в Самаре и так далее. Все это создавало для клиентов немалые неудобства.

– Что же изменилось в нынешнем году?

 

– Развитие информационных технологий, появление большого количества автоматизированных систем произвели переворот в технологии оплаты перевозок. В 2007 году был утвержден порядок ведения расчетов с использованием единого лицевого счета (ЕЛС). Теперь для осуществления перевозок клиенту достаточно открыть свой лицевой счет на одной из железных дорог ОАО «РЖД», допустим, Дальневосточной. И тогда он может спокойно отправлять грузы и с Красноярской, и с Юго-Восточной, и с любой другой магистрали сети, причем с любой станции, откуда он посчитает нужным это сделать. Теперь клиент работает с одним пунктом продаж, обращается в одно «окно», ему нет необходимости перечислять деньги на несколько лицевых счетов на разных дорогах. Надо сказать, мы долго шли к этому результату. Сначала система была опробована на таких дочерних структурах, как «Ревсервис», «Трансконтейнер», а в нынешнем году очередь дошла до всех грузоотправителей. Уже сейчас 15 крупнейших плательщиков, производящих оплату перевозок через Центр фирменного транспортного обслуживания в Москве, переведены на технологию ведения единого лицевого счета. На такие счета начали переходить и грузоотправители – плательщики дорожного уровня.

 

– Переход на единые лицевые счета каким-то образом коснулся грузоотправителей, которые находятся не в России, а в ближнем и дальнем зарубежье?

 

– Конечно же, коснулся, причем очень существенно. Речь идет даже о новой системе пропуска грузов через погранпереходы. До настоящего времени вошедшие на территорию России вагоны обязательно проверяются на наличие оплаты за перевозку. В случае отсутствия телеграммы об оплате вагоны отцепляются, задерживаются на пограничной станции и ожидают подтверждения оплаты. В таких случаях не только возникают задержки в проследовании составов, но и выполняется большой объем маневровых работ. С переходом на единые лицевые счета и вводом нового порядка взаимодействия ОАО «РЖД» с экспедиторскими организациями при перевозках грузов – с оплатой через ЦФТО – вошедший на территорию России для транзитного проследования вагон не будет задерживаться на погранпереходе, а сможет следовать далее.

 

– Почему?

 

– Потому что единый лицевой счет позволяет нам списывать оплату с лицевого счета клиента на погранпереходах точно так же, как мы ее списываем при отправлении грузов на наших станциях. При этом плательщик с помощью автоматизированной системы ЭТРАН (электронная транспортная накладная) сможет в режиме реального времени следить за своими перевозками, контролировать все выполняемые денежные операции, а в случае необходимости и опротестовать использование его кода. Применение подобного порядка взаимодействия экспедитора и ОАО «РЖД» позволит разгрузить станции-погранпереходы и ускорить процесс транзита вагонов по территории Российской Федерации.

 

Во внедрении такой технологии заинтересованы и железнодорожники, и собственники подвижного состава, и экспедиторы, а также грузоотправители и грузополучатели. Пилотными полигонами для внедрения описанной технологии выбраны погранпереходы Аксарайская-2 (Астраханская область) и Озинки (Саратовская область) Приволжской железной дороги. Такой выбор был сделан не случайно, а потому, что у нас есть необходимые технические возможности. На наших погранпереходах в режиме реального времени отрабатывается целый ряд информационных сообщений и финансовых документов. Здесь укомплектован необходимый штат товарных кассиров.

 

Кстати, сейчас ОАО «РЖД» проводит работу по организации электронного документооборота со многими зарубежными государствами. У компании такие контакты налажены с Финляндией, Украиной, Белоруссией, государствами Балтии. Вагоны еще только следуют по их территории в Россию, а мы уже имеем о них всю необходимую информацию. К сожалению, Казахстан по техническим причинам пока не готов к обмену информацией по международным стандартам, но со временем будет решаться и этот вопрос.

 

– Как на основе современных информационных технологий меняется порядок взаимодействия клиентуры с железнодорожниками?

 

– С 2006 года многие грузоотправители работают с дорогой с использованием электронной цифровой подписи. До настоящего времени безбумажный документооборот распространялся только на заявки на перевозку грузов. В апреле нынешнего года будет завершена выдача электронных ключей всем товарным кассирам дороги, что позволит повсеместно использовать электронную цифровую подпись при оформлении учетных карточек, ведомостей подачи-уборки, накопительных ведомостей, накладных на порожние вагоны собственников. Для организации электронного документооборота клиенту необходимо установить на своем рабочем месте автоматизированную систему централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (АС ЭТРАН), являющуюся основным инструментом системы фирменного транспортного обслуживания. Электронный документооборот, несомненно, ускоряет процесс оформления перевозок, а следовательно, улучшает качество транспортного обслуживания. Кстати, в текущем году планируется организация внутреннего электронного документооборота между подразделениями компании. Приволжская железная дорога – первая в графике поставки необходимых для этого программных и технических средств.

 

Многие клиенты подключились к электронной торговой площадке транспортных услуг ОАО «РЖД» (ЭТП ТУ), которая позволяет оперативно получать информацию о продвижении грузов, о техническом состоянии вагонов, рассчитывать провозную плату, а также получать различную справочную информацию. 20 марта начата эксплуатация монофункциональной торговой площадки (МЭТП ТУ), являющейся развитием ЭТУ ТП. Теперь клиенты получили возможность конструировать более сложные запросы, самостоятельно определяя перечень запрашиваемой информации, получать данные по счетам-фактурам за перевозку грузов, по перечням железнодорожных документов плательщиков, по состоянию лицевого счета, а также справки о пробегах вагона в груженом и порожнем состоянии, о различных видах ремонта вагонов и так далее. Кроме того, монофункциональная электронная торговая площадка транспортных услуг позволяет оформлять заявки на перевозку грузов и накладные, что крайне удобно мелким и средним грузоотправителям. Подключение к МЭТП ТУ существенно проще и дешевле, чем установка АС ЭТРАН.

 

Сегодня развитие автоматизированных систем дает возможность говорить о необходимости коренного пересмотра сложившихся принципов организации перевозок грузов с учетом новых открывающихся возможностей.

Внедрение современных технологий позволит значительно улучшить обслуживание клиентов, эксплуатационную детельность железнодорожников.

Василий Кузнецов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31