14 июля 2020 16:54

14 июля 2020 16:54

И, как прежде, катится голубой вагон

Волгоградская детская железная дорога в мае отметит свое 60-летие. Это славное детище трудного послевоенного времени.
Она спасла сотни любознательных мальчишек и девчонок от поражения минами и снарядами, которыми был начинен Сталинград.
– Сколько мы таких снарядов курочили и жгли на кострах, – как-то рассказал мне ветеран транспорта Николай Тэйх. – Пару раз от таких мальчишеских забав досталось и мне. Снаряд так рванул, что мы еле ноги унесли. Но один осколок меня все-таки зацепил. И по сей день ощущаю боль от полученного в детстве ранения…

Волгоградская детская железная дорога в мае отметит свое 60-летие. Это славное детище трудного послевоенного времени.

 

Она спасла сотни любознательных мальчишек и девчонок от поражения минами и снарядами, которыми был начинен Сталинград.

– Сколько мы таких снарядов курочили и жгли на кострах, – как-то рассказал мне ветеран транспорта Николай Тэйх. – Пару раз от таких мальчишеских забав досталось и мне. Снаряд так рванул, что мы еле ноги унесли. Но один осколок меня все-таки зацепил. И по сей день ощущаю боль от полученного в детстве ранения…

Город лежал в руинах, и детям Сталинграда некуда было податься, вот и находили они на свою голову приключения. Чтобы отвлечь ребят от опасных для жизни игр, бюро обкома партии в июле 1946 года выносит решение о строительстве в разрушенном городе Малой Сталинградской железной дороги. Было определено и место трассы дороги – центральная набережная Волги. МПС СССР инициативу сталинградского руководства поддержало.

 

Важную стройку для города не стали откладывать на потом. В районе нынешнего комплекса Волгоградского речного вокзала был построен оригинальный деревянный вокзал, где и расположились все службы движения Малой дороги. Автору этих строк намного позже приходилось здесь не только бывать, но и работать с юными железнодорожниками. Узкая колея длиною 3,2 километра пролегла вдоль набережной Волги от станции Пионерка до станции Родимцева, что напротив площади В.И. Ленина. В апреле 1948 года строительство близилось к концу, и 28 апреля 1948 года начальник Сталинградской железной дороги генерал-директор движения 3-го ранга Столяренко подписал приказ № 145 о введении в эксплуатацию детской железной дороги. При большом стечении людей в торжественной обстановке 1 мая 1948 года детский поезд отправился в свой первый рейс.

Детская дорога в те годы пользовалась большим успехом и спросом не только у детворы, но и у взрослых, особенно… дачников. Позже на линию вышли два тепловоза и удобные узкоколейные пассажирские вагоны.

 

С каждым годом на детской дороге обучалось все больше и больше юных железнодорожников. Ребята приходили из городских школ и школ железнодорожного подчинения. Работал крупный штат инструкторов по всем железнодорожным специальностям, и число учащихся в отдельные годы доходило до полутора тысяч человек. Ребята с нетерпением ждали летней производственной практики, а для детей из железнодорожных школ недельная практика была обязательной.

Сотни воспитанников детской железной дороги связали затем судьбу с большой дорогой. Многие из них занимают и сегодня руководящие посты на Приволжской магистрали и сети дорог.

 

altДо 1984 года юные железнодорожники каждый сезон перевозили пассажиров по накатанной колее. А затем, в связи со строительством комплекса Волгоградского речного вокзала, было принято решение перенести детскую железную дорогу на новое место – в пойму реки Царица.

25 июня 1985 года стало вторым рождением детской железной дороги в Волгограде. Хоть и укорочена она теперь была в два раза, открытие прошло не менее торжественно. Линейку, посвященную началу работы детской железной дороги, открыл тогдашний заместитель председателя Ворошиловского исполкома Сергей Шулико. Он поздравил ребят с важным приобретением и предоставил право поднять флаг открытия эксплуатационного сезона юному железнодорожнику Олегу Мещерякову. Среди почетных гостей был и ветеран транспорта Михаил Стулей. Работая начальником Волгоградского отделения дороги, а затем и директором Народного музея железнодорожников, Михаил Вакулович живо интересовался детской дорогой и всегда был готов помочь юным железнодорожникам. Поздравил ребят в тот торжественный день и бывший воспитанник Малой Приволжской Александр Гусев, работающий и ныне в пассажирской службе управления дороги.

 

Алую ленточку перерезали заместитель председателя горисполкома Эдуард Пчелинцев и начальник детской железной дороги тех лет Дмитрий Якимук. И детский состав с многочисленными гостями взял курс на станцию Гаситель...

За прошедшие 60 лет на Малой Приволжской дороге обучились азам профессии 65 тысяч мальчишек и девчонок. Многие из них в дальнейшем связали свою судьбу с железнодорожным транспортом.

Анатолий Венецианов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31