13 июля 2020 20:14

13 июля 2020 20:14

Через годы, через расстояния

Вместе с авторами дореволюционного путеводителя мы на пути к волжской Венеции – Астрахани. Проезжаем ряд станций, расположенных на фоне однообразных песчаных пейзажей, сильно смахивающих на какие-нибудь каракумские или кызылкумские виды… Среди них станция Сероглазово. Она вроде бы совсем недалеко от реки Ашулук, но воду приходилось привозить в вагонах-цистернах со станции Досанг, потому что прокладке водопроводных труб препятствовали барханные пески, лежащие между рекой и станцией.

Нпвый бузанский мостВместе с авторами дореволюционного путеводителя мы на пути к волжской Венеции – Астрахани. Проезжаем ряд станций, расположенных на фоне однообразных песчаных пейзажей, сильно смахивающих на какие-нибудь каракумские или кызылкумские виды… Среди них станция Сероглазово. Она вроде бы совсем недалеко от реки Ашулук, но воду приходилось привозить в вагонах-цистернах со станции Досанг, потому что прокладке водопроводных труб препятствовали барханные пески, лежащие между рекой и станцией. Да и окрестности станции Досанг представляли собой «море легко подвижных барханных песков, приходящих в движение при малейшем ветре и заносящих все на своем пути. Картина этих песков безотрадна; на них нет никакой растительности, и только изредка в низинах между высокими барханами растут представители песчаной флоры». Правда, авторы путеводителя тут же оговариваются, что пески почти на всем протяжении закреплены и «бывшие в прежнее время заносы железнодорожного пути, прерывавшие движение, более не повторяются».

И наконец мы подъезжаем к дельте Волги, где глаз радует и зелень травы (в летнее, конечно, время), и близость воды… Станция Бузан расположена на берегу быстрого и глубокого одноименного протока Волги. Весною, в половодье, вся местность вокруг станции на много верст заливается водой, после спада которой появляется масса комаров и наступает период распространенной здесь лихорадки. «Мост через Бузан отличается самым глубоким кессонным основанием и наибольшею фермой в России. Глубина заложения опор – свыше 14 саженей, вес главной фермы, длиной 108 саженей, достигает 126 тысяч пудов. Построен этот мост по проекту профессора Н.А. Белелюбского. Работы по сооружению описаны строителем моста инженером И.А. Цишевским в книге «Кессонные работы по сооружению моста через р. Бузан».

Около трех лет назад был сдан новый железнодорожный мост через реку Бузан, здесь также применялись новые технологии, но уже XXI века. Новый мост не заменил старый, ведь тот остался на прежнем месте, а взял половину его увеличившейся с годами нагрузки на себя.

А в начале XX века ежегодно для отправки по железной дороге поступало на станцию Бузан около 50 тысяч пудов рыбных грузов, а прибывала исключительно мука – до 100 тысяч пудов в год. В нескольких верстах от станции находится город Красный Яр, основанный в свое время для наблюдения за кочевавшими по левому берегу Волги ногаями, калмыками и киргизами. Город был малолюден, и писатель-этнограф П.И. Якушкин, говоря о нем, приводил такую поговорку: «Только и ходу, что из ворот да в воду».

Станция Дельта, как это видно из названия, разместилась в дельте Волги, среди множества речек и ериков, соединяющих между собой реки Эсаул, Кривой Буз, Рычу, Быструю и Бузан. Реки эти образуют массу островов, на одном из которых и расположена станция. Авторы путеводителя подчеркивают, что сооружение железной дороги в дельте великой реки представляло для того времени редкий и выдающийся случай. В мае и июне дельта Волги разливалась настолько, что железнодорожная насыпь проходила среди сплошного водного пространства. Поэтому по инициативе председателя правления общества Рязано-Уральской дороги инженера Ф.И. Шмидта вслед за окончанием постройки дельтового участка было проведено изучение возведенных в дельте сооружений, чтобы выяснить то влияние, которое оказывают на них высокие воды. Результаты этого изучения были изданы правлением общества очень солидно – в трех томах, с приложением атласа.

Кстати, в пору издания путеводителя этот участок железной дороги Бузан – Астрахань только недавно перестал быть новостройкой – движение здесь было открыто в декабре 1909 года.

Схема развития станции Порт ОляСамым замечательным явлением волжской дельты считались так называемые Бэровы бугры, представляющие продолговатые холмы очень однообразного вида. Полагают, что они образовались при отделении Каспийского моря от Черного. На буграх в дни наводнений спасались люди и животные. К слову, и сама Астрахань расположилась на этих малых возвышенностях.

Устье Волги издавна было местом торговых отношений с азиатским Востоком. Здесь стоял город Итиль, затем на его развалинах возникла татарская Астрахань. После покорения Астрахани Иваном Грозным было положено начало городу с тем же названием, но уже совершенно иному. До сих пор самой главной достопримечательностью Астрахани остается ее кремль, обнесенный зубчатыми стенами, с арками и нишами, с четырьмя башнями, из которых юго-западные – в три этажа. При постройке кремля были перенесены из окрестностей огромный ханский дворец и белая, или главная, мечеть.

В начале XX века Астрахань уже занимала большую площадь – в окружности 23 версты, в ней проживало в 1910 году 149 600 человек. Для защиты от наводнений городская территория на протяжении 36,8 версты была ограждена земляными валами, сооруженными вдоль берегов всех водотоков, окружающих город.

В городе Рязано-Уральская дорога имела три станции: городскую – в центре города, пассажирско-товарную, расположенную на так называемой Болдинской степи, и товарную – за рекой Болдой. По торговле рыбой и ее продуктами – балыком, икрой, жиром и клеем – Астрахань и тогда была первым в России и одним из первых в мире рынков.

Авторы путеводителя обращают внимание на здание пассажирского вокзала в «мавританском», то есть восточном, стиле. Оно практически в неизмененном виде дошло и до нашего времени, только к нему было пристроено современное здание. И если люди без малого век, при всех переменах архитектурных вкусов и властей, щадили «мавританский» вокзал, то сейчас, накануне юбилея города, и речи не идет о том, чтобы разрушить его: наоборот, старое здание бережно реставрируется.

Авторы путеводителя горестно отмечали, что на торговлю и промышленность Астрахани сильно влияет удаленность города от морского рейда, находящегося приблизительно в 150 верстах. Надо было содержать особую флотилию для передачи грузов с моря на реку и обратно, что было сопряжено с миллионными расходами. Эту ошибку природы исправили совсем недавно, проложив железнодорожную ветку к порту Оля.

По торговле рыбой и ее

продуктами Астрахань и тогда была первым в России и одним из первых в мире рынков.

Геннадий Наконечный
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31