07 декабря 2021 15:41

07 декабря 2021 15:41

фото: Личный архив

Каждую смену – мысленно в пути

Работница Приволжской магистрали Татьяна Денисова представлена к правительственной награде

Техник по расшифровке параметров движения локомотивов Татьяна Денисова представлена к Благодарности министра транспорта Российской Федерации.
– Если бы мне 30 лет назад сказали, что буду железнодорожницей, – не поверила бы. После школы я поступила в один из астраханских техникумов, где получила профессию техника-технолога хлебопекарного производства, – рассказывает собеседница.

Родители выбор дочери одобрили, хотя в семье никто не имел отношения к этой сфере. Мама работала в медицине, отец продолжал дело старших родственников: трудился на стальной магистрали. До 1977 года семья проживала в Казахстане, а после переезда в Россию обосновалась в городе Ершове Саратовской области. Именно здесь произошло непосредственное знакомство Татьяны Станиславовны с железнодорожными профессиями.

– Работать по специальности, полученной в астраханском техникуме, мне пришлось недолго. Стаж прервали замужество и рождение ребёнка. Находясь в декретном отпуске, я получила предложение устроиться в локомотивное депо Ершов.

Там открылась вакансия лаборанта спектрального анализа. Подумав, я согласилась её занять. Близость к дому, стабильная зарплата, социальные гарантии – сплошная выгода. К тому же работа была знакома, с той лишь разницей, что вместо компонентов хлебобулочных изделий предстояло анализировать состав дизельного топлива, масел для смазки деталей, воды для охлаждения дизеля тепловозов. Пробы доставляли из ремонтного цеха, куда прибывали локомотивы для технического осмотра и устранения неисправностей. И, конечно же, не вёдрами, а небольшими дозами. Так что с мазутом мы имели дело только под микроскопами, – смеётся железнодорожница.

Первое время последовательность и результаты её действий контролировали опытные лаборанты – Елена Кирилловна Пахомова и Нина Дмитриевна Косцова. Наставницы знакомили девушку с азами, а более подробную информацию она черпала из тематической литературы.

В начале 1990-х годов в связи со спадом производства на предприятиях начались сокращения. Чтобы не остаться не у дел, Татьяна Станиславовна решила поменять профиль и рабочее место – устроилась на должность техника-расшифровщика параметров движения локомотивов. И вновь ей пришлось штудировать учебники, набираться новых знаний. По словам Денисовой, без самообучения и постоянного развития на стальной магистрали не обойтись. Запоминать данные приходилось, что называется, мегабайтами.

– В конце прошлого века у нас в ходу были бумажные носители. Установленный в кабине каждого локомотива скоростемер фиксировал на скоростемерных лентах скорость движения поезда, давление тормозной магистрали, показатели локомотивного светофора, регистрировал время. Все сведения он выдавал в графиках, которые нужно было уметь читать, – поясняет техник-расшифровщик.

Если возникали затруднения, опытные коллеги делились подсказками и советами. Не обходилось и без ошибок. Во избежание их повторения девушка постоянно заглядывала в инструкции и восполняла пробелы в знаниях.

В 2007 году героиня очерка окончила Саратовский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт тягового подвижного состава». Курс обучения способствовал профессиональному росту. Но, как утверждает героиня очерка, останавливаться на достигнутом нельзя. Свою деятельность она сравнивает с врачебной, требующей постоянного совершенствования компетенций. Тем более что техника и технологии стремительно модернизируются. Так, сначала на смену скоростемерным лентам пришли кассеты регистрации и модули памяти. Затем их заменили электронные файлы. Вместе с тем возросло число измеряемых параметров и показателей – теперь не хватит пальцев обеих рук, чтобы их пересчитать. Например, при отслеживании управления автотормозами учитываются показания трёх датчиков: давления тормозной магистрали, уравнительного резервуара, тормозного пути. И так – в отношении работы практически каждого прибора, установленного в локомотиве. По ним техники-расшифровщики дистанционно отслеживают скорость передвижения состава, работу приборов безопасности, маршрут следования и даже состояние машиниста во время рейса: был ли он бодр или же его клонило в сон.

– Самое главное в нашей работе – усидчивость и внимательность. Но тут парадокс: при фактической неподвижности мысленно мы постоянно находимся в движении – следуем по маршруту поездов. В течение 24 часов «наматываем» до 8 тыс. км. Это расстояние больше, чем от Москвы до Владивостока по железной дороге, – уточняет собеседница.

После смены, насыщенной виртуальными путешествиями, Татьяна Станиславовна любит пройтись по уютным улочкам Саратова – это помогает переключить внимание, снять напряжение. В «столице» Приволжской магистрали она проживает с 2015 года – с того момента как здесь был образован единый центр расшифровки параметров движения локомотивов, куда она была переведена из локомотивного депо.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».



Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30