01 августа 2021 05:03

01 августа 2021 05:03

фото: Любовь Каретникова

Стыки идут на сокращение

Представители путевого комплекса Приволжской магистрали изучили передовые технологии работы

С 1 по 2 июня сотрудники путевого комплекса прошли обучение по контролю стыков алюминотермитной сварки (АЛТС) и наплавке дефектных рельсов по новой технологии. Занятия состоялись в рамках дорожной школы передового опыта.
Мероприятие прошло на базе Волгоградской дистанции пути. В нём участвовали заместители начальников дистанций пути Приволжской дирекции инфраструктуры, а также представители службы пути. В первой половине дня они рассматривали теоретические вопросы сварки стыков методом АЛТС и термитной наплавки дефектных рельсов. После обеденного перерыва на учебном полигоне началась практическая часть занятий. Её проводили представители подрядной организации, непосредственно выполняющие данные виды работ.

– Сварку мест временного восстановления рельсовых плетей подрядная организация производит во время технологических окон. Контролируют процесс сотрудники дистанций пути. Чтобы принять работу, необходимо знать технологию производства. Для этого и проводилась данная школа.

Благодаря ей руководители повысили свой уровень знаний и смогут передать полученный опыт начальникам участков и дорожным мастерам на местах, – отметил первый заместитель начальника службы пути Приволжской дирекции инфраструктуры Вячеслав Киселёв.

Метод алюминотермитной сварки применяется на Приволжской железной дороге с 2009 года. Как пояснил Вячеслав Вячеславович, он позволяет сократить количество стыков, мест временного восстановления, а также оптимизировать привлечение персонала к устранению зазоров и другим работам, выполняемым в ходе текущего ремонта. В 2021 году планируется сварить методом АЛТС 3 880 стыков.

По словам начальника сектора сварки службы пути Приволжской дирекции инфраструктуры Дениса Бабаева, рельсовые стыки свариваются двумя методами. Первый – контактная сварка. Она применяется при капитальном ремонте путей и производится рельсосварочной машиной ПРСМ. В процессе задействованы 12 человек. Этот вид работ затратный. При текущем ремонте выгоднее применять второй способ – алюминотермитный. Его выполняет мобильная бригада из двух человек. На работы по одному стыку по технологии отводится до полутора часов. При этом гарантия качества в обоих случаях одинаковая – 10 лет и до 700 млн тонн брутто пропущенного тоннажа.

– На практических занятиях дорожной школы подрядчики показали, какие ошибки могут совершаться в ходе работ. Теперь во время технологических окон мы будем уделять ещё больше внимания этим моментам, – рассказал заместитель начальника Приволжской дирекции инфраструктуры – начальник Волгоградского отдела инфраструктуры Алексей Козлов. – В Волгоградском регионе работа по сварке стыков методом АЛТС ведётся ежегодно. В данный момент она осуществляется в пределах Волгодонской, Петроввальской и Арчединской дистанций пути. Работы начались в марте и продолжатся до поздней осени, пока температура не опустится до минус 5 градусов по Цельсию.

Участники дорожной школы увидели новую технологию наплавки дефектных рельсов с кодом рисунка № 46.3/16.3 – смятие и износ головки в зоне сварного стыка из-за местного снижения механических свойств металла. Технология напоминает пломбирование зуба. Путейцы сначала обнаруживают дефект, так же как и стоматологи при осмотре. Затем подрядчики выскабливают его из рельса с помощью шлифовальных машинок. Получившееся углубление прогревают сварочной горелкой. Потом с помощью одноразовой тигель-формы заполняют его термитным сплавом. При термической реакции металл заполняет пространство, где был дефект, а образовавшийся шлак выступает наверх. Его срезают специальным станком. Восстановленный участок шлифуют и приводят в соответствие с профилем рельса. Технология позволяет устранить дефект и восстановить целостность рельса без вырезки и последующей врезки фрагмента верхнего строения пути. Как сообщили подрядчики, первые опытные наплавки данным методом проводились на Октябрьской дороге. На постоянной основе технология пока не применяется.

– Если данный метод получит распространение на нашей магистрали, то мы уйдём от многих проблем, связанных с дефектностью рельсов в плетях, – констатировал заместитель начальника Анисовской дистанции пути Сергей Лаврешкин. – Сейчас мы вырезаем дефектный участок рельса и делаем места временных восстановлений, тем самым увеличивая количество стыков. При новой технологии в этом нет необходимости. Дефект устраняется прямо в рельсе. Гарантийный тоннаж у восстановленного участка рельса такой же, как у нового.

С помощью наплавки можно устранить дефекты, которые появляются в результате некачественной сварки, усталости металла и большой грузонапряжённости перегона. Новый метод также позволяет избежать образования дополнительных стыков.
Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30