28 сентября 2021 05:14

28 сентября 2021 05:14

фото: Алексей Белых

Ориентир – на перспективу

Исполнилось 85 лет с момента образования вертикали управления движением

Народный комиссар путей сообщения Лазарь Каганович 26 мая 1936 года подписал приказ «О разделении Центрального управления эксплуатации». Согласно документу, на его базе были созданы три управления: движения, грузовое и пассажирское. Это положило начало формированию вертикали управления движением на сети железных дорог.
По случаю празднования юбилейной даты, 27 мая, в ходе селекторного совещания работников полигона Приволжской железной дороги поздравили генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением Рашид Сайбаталов. Награды за многолетний добросовестный труд более чем 20 сотрудникам Приволжской дирекции управления движением вручил первый заместитель начальника Приволжской железной дороги Евгений Майоров. Маневровый диспетчер станции Сенная Елена Морева поощрена высшей отраслевой наградой – нагрудным знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД».

В истории вертикали управления движением множество славных страниц. С началом Великой Отечественной войны движенцам удалось за считанные дни перестроить систему работы. Железнодорожники Рязано-Уральской магистрали совместно с коллегами с Юго-Восточной и Сталинградской дорог внедрили кольцевую схему движения поездов по введённой в строй в октябре 1942 года Волжской Рокаде. Организация кольцевого движения по маршруту Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов – Поворино позволила ежесуточно пропускать к линии фронта не менее 22 пар поездов.

В 1946 году в ходе реорганизации НКПС в Министерство путей сообщения СССР создано Управление движением МПС СССР. В июне 1953-го оно преобразовано в Главное (центральное) управление перевозками МПС СССР. В него входили оперативно-распорядительный отдел, отделы графика движения поездов, плана формирования поездов, организации перевозок, международных перевозок, организации «окон».

Пропускная способность Рязано-Ураль­ской и Сталинградской дорог росла в период Великой Отечественной войны и особенно в послевоенные годы. Достигнуто это было как за счёт строительства новых железнодорожных линий, так и благодаря развитию существующих станций. На ряде участков пропускная способность увеличилась в несколько раз. Так, на направлении Саратов – Ртищево она возросла к 1957 году на 429 %, Сталинград – Лихая – на 640 %, Анисовка – Урбах – на 375 %, Урбах – Озинки – на 500 % и Урбах – Астрахань – на 350 %.

В 1961 году на участке Ершов – Озинки протяжённостью 120 км введена в эксплуатацию первая на Приволжской железной дороге диспетчерская централизация.

Оптимизация системы диспетчерского обеспечения пришлась на 1984 год, когда в МПС приступили к проектированию и строительству единых дорожных и региональных автоматизированных диспетчерских центров управления перевозками.

В 1991 году с зарождением конкурентного рынка транспортных услуг в МПС России создаются центры управления перевозками, взявшие на себя часть функций Главного управления перевозками МПС. В апреле 1996-го Главное управление перевозками было переименовано в Управление перевозками, а тремя месяцами позднее – в Департамент управления перевозками МПС России.

Приказом ОАО «РЖД» № 117 от 1 ноября 2005 года на Департамент были возложены и функции ЦУПа. С тех пор менялись только статус и организационно-правовая форма субъекта, который с августа 2009 года стал филиалом компании – Центральной дирекцией управления движением. Несколькими месяцами позже, 1 октября, образовалась Приволжская дирекция управления движением – структурное подразделение Центральной дирекции. В её состав вошли службы перевозок и коммерческой работы в сфере грузовых перевозок.

Сегодня Приволжская дирекция управления движением – это динамично развивающаяся структура. Работу по организации и управлению движением более чем на 240 станциях ведут свыше 3,9 тыс. человек.

– Движенцы не только организуют перевозочный процесс и управляют им, но и во многом определяют стратегию развития железных дорог. Сегодня на нашей магистрали внедряются сквозные полигонные технологии пропуска поездов от Сызрани до припортовых станций Азово-Черноморского бассейна. Плечи, обслуживаемые локомотивными бригадами, выросли с 220 до 422 км. Через междорожные стыковые пункты станций Морозовская и Новоперелюбская организовано движение поездов без смены локомотивных бригад. В текущем году будет обеспечен сквозной пропуск поездов по станции Котельниково. Хочется поблагодарить наших коллег – локомотивщиков, вагонников, связистов, энергетиков и всех, кто обеспечивает бесперебойный перевозочный процесс, – отметил начальник Приволжской дирекции управления движением Александр Ламанов.

В последние годы движенцы Приволжской магистрали не раз демонстрировали выдающиеся результаты работы. Так, по случаю столетия со дня проведения первого субботника 7 апреля 2019 года приволжане установили рекорд по передаче вагонов. По десяти междорожным стыкам было сдано более 11 тыс. вагонов. Одновременно с рекордной передачей зафиксирован значительно превосходящий суточный план приём вагонов по междорожным стыкам. Он составил 9 921 единицу. В результате улучшилось выполнение объёмных и качественных показателей использования подвижного состава. Спустя неделю приволжане побили собственный рекорд. По десяти междорожным стыкам за сутки передали 11 646 вагонов. Из них 7 693 гружёные.

Серия рекордов продолжилась. В начале декабря того же года по междорожному стыку Громово на Приволжскую магистраль в течение суток поступил 41 грузовой состав. Это превысило установленный норматив практически в два раза.

По итогам отраслевого соревнования трудовых коллективов за I квартал текущего года работники Приволжской дирекции управления движением вошли в тройку лидеров сетевого рейтинга.

– В ближайшей перспективе мы приступим к строительству западного обхода Саратовского железнодорожного узла. В Волгоградском регионе ожидается запуск целого комплекса объектов инфраструктуры. Как результат, Приволжская железная дорога будет играть важную роль в перевозке грузов в порты Северо-Кавказского региона. Важно не сбавлять набранный темп, активно воплощать в жизнь намеченные планы, – резюмировал Евгений Майоров.
Алексей Белых
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30