15 июня 2021 00:27

15 июня 2021 00:27

фото: Владимир Бударин

Битву трудную вели...

В канун 9 Мая работники Приволжской магистрали рассказали о своих родственниках, ковавших Победу на фронте и в тылу

Тимофеев АИ.jpg
Алексей Иванович Тимофеев, гвардии рядовой

– Мой дед, Алексей Иванович Тимофеев, родился в селе Харабали Астраханской губернии. Фронтовой путь он начал 16 марта 1944 года в 297-м гвардейском стрелковом полку 99-й гвардейской стрелковой Свирской дивизии, – говорит дежурный по железнодорожному переезду Харабалинской дистанции пути Елена Назарова.

Дивизия, в которой служил Алексей Иванович, в марте 1945 года участвовала в Венской наступательной операции. Это воинское формирование прорвало оборону противника севернее города Секешфехервар, подошло с фланга и тыла к главным силам 6-й танковой армии СС, вклинившимся в оборону войск фронта между озёрами Веленце и Балатон. Дивизия успешно вела бои в Вене. Они продолжались до 13 апреля 1945 года. Прошла свыше 300 км, в отдельные дни преодолевая 25–30 км.

В наступательном бою за город Ксетель Алексея Ивановича ранило осколком снаряда в левую ногу. За боевые заслуги он был представлен к медали «За отвагу».


Швыдков Н.А..jpg
Николай Алексеевич Швыдков, сержант

– Война для моего деда, Николая Алексеевича Швыдкова, началась в 1943 году, – рассказывает ведущий инженер отдела эксплуатации локомотивов и организации работы локомотивных бригад Приволжской ди­рекции тяги Екатерина Егорова. – Едва ему исполнилось восемнадцать, он ушёл на фронт добровольцем и был зачислен в понтонно-мостовой батальон 3-го Украинского фронта. Участвовал в форсировании Днепра, Буга, Днестра и Прута.

Во время наведения понтонной переправы через Одер в 1944 году дед был ранен – его задело осколком авиабомбы. Он рассказывал, что небольшой участок подвергался массированным бомбардировкам авиации противника, и справиться с задачей удалось ценой больших потерь.

Дедушка был демобилизован в 1950 году. Он награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и юбилейными медалями.


кругляков.jpg
Андрей Михайлович Кругляков, труженик тыла

– Мой отец, Андрей Михайлович Кругляков, родился в 1914 году. Жил в селе Лозное Дубовского района Волгоградской области. Переехав в 1939-м в Сталинград, устроился рабочим в паровозное депо Сарепта, – рассказывает пенсионер эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-Пассажирское Галина Мочалова. – Он ремонтировал паровозы. Дослужился до мастера, однако нередко сам выполнял слесарную работу. Перед началом бомбардировки Сталинграда, летом 1942 года, отец ушёл из дома в депо и не вернулся. Мы ничего не знали о его судьбе ровно год. Как выяснилось позже, папу вместе с предприятием эвакуировали в Ртищево. Нам об этом не сообщили.

На новом месте деповчане продолжали ремонтировать паровозы. Работали день и ночь. Отец рассказывал, как прямо на путях чинили локомотив под уже готовый к отправлению состав.

В 1943 году после возвращения в Сталинград отца перевели в железнодорожное училище. Он ездил по сёлам, агитировал молодёжь идти учиться на паровозников. Поступивших в училище ребят отец обучал слесарному делу. Ездил с ними на практику. С 1956-го по 1975-й трудился в локомотивном депо Сарепта, откуда и ушёл на пенсию.


Андреев.jpg
Виктор Андреевич Андреев, рядовой

– Великая Отечественная война не обошла стороной и нашу семью. С ней связаны судьбы 21 родственника. Двое погибли: один в бою, другой – в плену. В отношении троих до сих пор нет информации. Шестеро пропали без вести. Восемь вернулись домой. Двое трудились в тылу, – перечисляет освобождённый председатель ППО Саратовского регионального центра связи Наталия Перескоко. – Мой дедушка, Виктор Андреевич Андреев, ушёл на фронт, когда ему был 31 год. С первого и до последнего дня служил рядовым. Был миномётчиком-наводчиком, сбивал самолёты противника. Он участвовал в битве за Москву, в Орловско-Курской операции, награждён орденом Красного Знамени и тремя медалями «За боевые заслуги».

На сайте «Память народа» есть рукописный документ с описанием одного из его подвигов, который был совершён 18–20 февраля 1942 года. Там сказано: «За время боёв с немецкими захватчиками показал себя бесстрашным, смелым, ненавидящим врага красноармейцем. В боевой обстановке про­явил исключительную смелость в уничтожении фашистских стервятников. За время боя орудием, наводчиком которого являлся, сбил четыре фашистских самолёта. Во время массового налёта на город Мосальск, несмотря на прямое пикирование на огневую точку, не оставил своего поста и продолжал вести огонь по вражеским стервятникам. Оказывал помощь раненым».

Награду за один из сбитых дедушкой самолётов вручили его сослуживцу. Но из скромности он не стал оспаривать тот случай. Считал, что воюет не ради наград, а ради победы над фашизмом.

Всё это время наша семья бережно хранила кусочек парашюта, который дедушка принёс домой с поля боя как трофей Победы. Два года назад мы подарили его музею города Чебоксары.


Аитов ИГ.jpg
Исхак Гениятович Аитов, старший краснофлотец

– Шесть братьев моего дедушки были участниками Великой Отечественной войны, – рассказывает агент системы фирменного транспортного обслуживания Дина Губайдулина. – Один из них – Исхак Гениятович Аитов.

Он служил на подводной лодке Черноморского флота «Щ-201». За время войны участвовал в 15 боевых походах, в том числе в Керченско-Фео­досийской операции. В июле 1943-го его наградили медалью «За отвагу». За боевые заслуги в ходе освобождения Крыма в апреле 1944 года Исхаку Гениятовичу вручили орден Отечественной войны II степени.

В числе других наград, полученных Исхаком Гениятовичем за годы службы на подводной лодке, – медали «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


Марченко.jpg
Семён Петрович Марченко, сержант

– Дедушка, Семён Петрович Марченко, был призван на фронт в июле 1941 года. На тот момент ему было 28 лет, – рассказывает машинист мотовоза Астраханской механизированной дистанции инфраструктуры Сергей Токарь. – Сражаясь с немец­ко-фашистскими захватчиками, он проявлял мужество и отвагу. В боях за город Кишуйсаллаш в ноябре 1944-го танк дедушки подбили, сам он был ранен.

Новость о победе получил в госпитале. После войны вместе с женой жил на хуторе Новомаксимовский Суровикинского района Волгоградской области. Всю жизнь проработал на железной дороге в Чирской дистанции пути. Был удостоен двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны II степени, медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


Тетерятников.jpg
Михаил Алексеевич Тетерятников, сержант

– Прадед Михаил Алексеевич Тетерятников родился и вырос в слободе Владимировка Царицынской губернии. Ныне это город Ахтубинск Астраханской области. После окончания школы трудился в рыболовецкой артели. Когда началась война, проходил срочную службу в прожекторном полку. Они создавались для обеспечения ночных действий авиации ПВО и зенитной артиллерии посредством создания световых прожекторных полей, – рассказывает ведущий инженер Астраханского центра организации работы железнодорожных станций Алёна Малдыбаева. – Михаил Алексеевич воевал в составе Сталинградского, Брян­ского, 1-го и 2-го Белорусского фронтов. Победу встретил в городе Виттенберге на восточном берегу реки Эльба. Фронтовой путь завершил в должности командира пулемётного отделения. Домой вернулся в 1946 году.

Прадед отмечен орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За отвагу». Последнюю из названных получил за то, что в 1944-м при обороне железнодорожного моста через реку Березина в Белоруссии вступил в неравный бой с противником. Когда пулемёт вышел из строя, начал стрелять из личного оружия. Он не допустил врага к стратегическому объекту.

Приказом Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза Иосифа Сталина прадеду была также объявлена благодарность за отличные действия в боях за освобождение города Белосток в 1944 году.


Павлов.jpg
Алексей Павлович Павлов, лейтенант

– Мой свёкор, Алексей Павлович Павлов, был призван на фронт Фёдоровским районным военкоматом в 1942 году, – говорит заведующая иммунологической лабораторией ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Саратов» Ирина Павлова. – За отвагу и героизм, проявленные в сражении, награждён орденами Ленина и Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда».

Алексей Павлович прошёл пол-Европы, участвовал во взятии Берлина. Незадолго до Великой Победы он был ранен и известие о капитуляции фашистской Германии получил в одном из берлинских госпиталей. После возвращения с фронта Алексей Павлович долгие годы работал инженером на заводе «Сигнал» в городе Энгельсе.


мордвинцев.jpg
Евгений Васильевич Мордвинцев, железнодорожник

– Дедушка Евгений Васильевич Мордвинцев родился в 1926 году в Сталинграде. После окончания семилетки трудился термистом на Сталинградском тракторном заводе. Затем в Сарепте окончил школу железнодорожников, – рассказывает машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Максим Горький Владимир Мордвинцев. – В августе 1943-го его призвали кочегаром в колонну паровозов № 22. Он рассказывал, что времена были страшными. Каждый рейс мог стать последним. Поезда постоянно обстреливались вражескими налётчиками. Тендеры с водой были похожи на ёжиков: дыры от пуль бригады забивали чопиками.

С 1945-го по 1947 годы дедушка находился на территории Польши и участвовал в перевозке грузов для восстановления народного хозяйства. Он награждён медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После возвращения в Сталинград работал помощником машиниста. В 1953-м стал машинистом и до 1960 года водил составы с грузами для строительства плотины Волжской гидроэлектростанции, а также – тяжеловесные поезда. Первым инициировал работу машиниста в одно лицо в маневровом движении. Был примером для молодых коллег. Его труд отмечен знаком «Почётному железнодорожнику».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31