15 июня 2021 01:07

15 июня 2021 01:07

Спасти груз любой ценой

Георгий Латунов с добровольцами под непрекращающейся бомбёжкой вручную выталкивали на перегон уцелевшие вагоны с боеприпасами

В первый день Великой Отечественной войны Георгий Григорьевич Латунов возглавил станцию Верхний Баскунчак, вскоре ставшую узловой. За несколько дней была проведена реконструкция станционных путей, благодаря чему выросли возможности для манёвра при переформировании составов. Они отправлялись один за другим днём и ночью. За раз уходило до четырёх эшелонов, что в мирное время считалось невозможным.
С августа 1942 года станция Верхний Баскунчак стала ключевой для Сталинграда, в том числе и потому, что на ней был организован большой склад боеприпасов.

Враг бомбил станцию, стараясь прервать её работу. Посёлок Верхний Баскунчак сгорел. Все железнодорожники ушли в степь за 4–5 км от станции, вырыли там себе землянки. При этом работа станции продолжалась, и не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь не явился или опоз­дал на дежурство. Управление Рязано-Уральской дороги организовало в Верхнем Баскунчаке диспетчерский подотдел, начальником которого был назначен Латунов.

В одну из смен двенадцать «юнкерсов» обрушили бомбы на эшелон с боеприпасами. Одна угодила в паровоз, другая – в середину состава, третья разрушила путь позади поезда. Снаряды начали взрываться. Латунов поднял движенцев, паровозников, путейцев на скорейшее восстановление магистрали, а сам с несколькими десятками добровольцев стал расцеплять вагоны и вручную выталкивать их на перегон.

Работа шла под разрывами падающих бомб. Люди совершили, казалось, невероятное – под огнём противника раскатили все уцелевшие вагоны. А как только самолёты улетели, собрали их вместе, подогнали паровоз и отправили боеприпасы на передовую в Сталинград.

После массового авианалёта станция оказалась разрушена, поэтому было принято решение сделать обходной железнодорожный путь. Георгию Григорьевичу поручили руководить и этой работой. Фашисты продолжали бомбить старые пути и станционные строения, а эшелоны двигались ночью по новому маршруту.

В декабре 1942 года Латунова отправили работать на станцию Палласовка. Требовалось восстановить её и организовать пропуск эшелонов.

В феврале 1945-го инженер-майор Латунов был назначен начальником отделения Рязано-Уральской железной дороги. В 1945 году на отделении не было ни одной аварии или крушения, а план по погрузке эшелонов удалось выполнить на 200%.

С 1948 года Георгий Григорьевич трудился начальником станции Аткарск, начальником пассажирского отдела Аткарского отделения. Затем был переведён в Сталинград начальником восстановленного вокзала. В 1961-м ушёл на пенсию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Латунову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (№ 147).
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31