14 июня 2021 23:26

14 июня 2021 23:26

фото: Пресс-служба ПривЖД

Рокаду увековечили в граните

На станции Петров Вал 29 апреля состоялось открытие мемориального комплекса «Строителям и железнодорожникам Волжской рокады». Он пос­вящён вкладу работников магистрали в победу в Сталинградской битве и Великой Отечественной войне.
Увидеть знаковое не только для станции – для всей магистрали событие пришли десятки железнодорожников и ветеранов отрасли. Для петроввальцев преобразившаяся привокзальная площадь, где теперь обустроена парковая зона и установлен памятник, стала новой городской достопримечательностью.

В торжественной церемонии открытия участвовали начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев и губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.

– Место возведения этого мемориального комплекса выбрано не случайно. Ведь если сердцем коренного перелома является Сталинград, то в Петрове Вале находится сердце Волжской рокады, по которой осуществлялось бесперебойное снабжение армии. Именно здесь был сформирован крупный железнодорожный узел, который до сих пор имеет большое стратегическое значение, – подчеркнул Сергей Альмеев. – С каждым годом эхо войны уходит всё дальше, но мы продолжаем помнить о том, какой ценой 76 лет назад нашим предкам далась Победа в Великой Отечественной войне.

Строительство мемориального комплекса началось в 2019 году. Рядом со зданием железнодорожного вокзала были установлены паровоз-памятник серии Эр 774-69, фонтан «Пятиконечная звезда», а также памятный знак, посвящённый строителям Волжской рокады.

Памятный знак выполнен из тёмно-красного гранита в виде арочного проёма. Скульптурная композиция состоит из гранитной рельсошпальной решётки, панели и карты с основными направлениями Сталинградской и Рязано-Уральской железных дорог. Отдельно выделены даты строительства участков линии Сталинград – Иловля – Петров Вал – Саратов – Сенная, ставшей основной частью Волжской рокады. Автор проекта памятного знака – заслуженный художник России Алексей Шумилин.

Рядом с вокзалом также была установлена доска почёта. На ней размещено 36 портретов железнодорожников, внёсших вклад в развитие магистрали.

– Входящий в мемориальный комплекс паровоз раньше находился в локомотивном депо, где его видели только железнодорожники. Теперь он установ­лен на привокзальной площади в новом сквере. Его видят все пассажиры и гости нашего города, – поделился житель Петрова Вала, ветеран труда Владимир Шерстобитов. – Очень радует, что у нас появилась такая достопримечательность! Решение о строительстве Волжской рокады – дороги, идущей по прифронтовой полосе, – было принято Государственным комитетом обороны 23 января 1942 года. Проектировал её коллектив инженеров из Главного управления железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) НКВД во главе с инженером-полковником Фёдором Гвоздевским. Железнодорожная линия протяжённостью 978 км соединила станцию Иловля в 80 км от Сталинграда и станцию Свияжск в 30 км от Казани. Она пролегла че­рез станции Саратов, Сызрань и Ульяновск.

Экспедиции под руководством А.П. Смирнова и П.К. Татаринцева в течение февраля и марта 1942 года провели изыскания и доказали, что можно сэкономить затраты на самых трудоёмких земляных работах и решить задачу водоснабжения паровозов, проложив трассу параллельно притоку Дона – реке Иловля.

Рельсы для рокады доставляли через всю страну со скоростью воинских эшелонов – в том числе с построенных к тому времени участков БАМа.

После прорыва не­мецко-фашистских войск к большой излучине Дона ГКО резко сократил сроки ввода дороги в эксплуатацию – 1 октября. Затем 6 июля было предписано обеспечить ввод линии Иловля – Петров Вал ещё на месяц раньше, а когда бои начались на территории области, было приказано открыть движение в августе 1942 года.

К середине июля путь укладывали одновременно восемь колонн. В сутки входило в строй 8 км пути. Под землёй размещались станции, разъезды, склады с горючим.

С 22 июля 1942 года строители работали под непрерывными атаками вражеской авиации, затрачивая много сил на восстановление уже построенного и неся большие потери.

Несмотря на все трудности, 7 августа 1942 года, на 103-й день после начала земляных работ, от Сталинграда по участку Иловля – Петров Вал (136 километров) прошёл первый поезд. 11 сентября 1942 года открылось движение и на 200-километровом участке от Петрова Вала до Саратова.

С сентября по декабрь 1942 года по новой линии на фронт было отправлено свыше 200 эшелонов с боеприпасами, военным снаряжением, техникой и солдатами. Из горящего Сталинграда по Волжской рокаде эвакуировали 600 паровозов и 26 тыс. вагонов с заводским оборудованием, около 400 тыс. человек. В тыл отправляли медицинский и обслуживающий персонал и оборудование сталинградских госпиталей, а также раненых.

Впоследствии маршал Георгий Жуков в мемуарах напишет: «…Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны».
Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30