16 мая 2021 03:44

16 мая 2021 03:44

фото: Алексей Белых

Прогрессивный подход

Обучение работников локомотивного комплекса Приволжской магистрали организовано на основе новой модели

На минувшей неделе в Саратовском подразделении Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций стартовала подготовка первой группы машинистов электровоза по технологии смешанного обучения. Данная модель проведения занятий на Приволжской железной дороге используется впервые.
Смешанное обучение – это дословный перевод англоязычного термина blended learning. Эта модель образовательного процесса сочетает в себе элементы как очной, так и дистанционной форм занятий. Главная роль в ней отводится не преподавателю, а обучающемуся.

– До пандемии подготовка велась непосредственно в подразделениях Приволжского УЦПК. В прошлом году эпидемическая обстановка потребовала от нас оперативно перейти к новому формату. Преподавательский состав освоил интернет-платформы Zoom, Moodle, конструктор курсов и вебинарную комнату в системе дистанционного обучения. Это позволило проводить теоретическое обучение в онлайн-формате. Проанализировав полученный опыт, мы решили разработать программу, объединяющую преимущества очной и дистанционных форм, – рассказал заместитель начальника Приволжской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Владимир Андреев.

Смешанное обучение машинистов электровоза в рамках пилотного проекта включает в себя три блока: дистанционный курс, вебинары и очные занятия.

– Первый блок представлен курсом в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД» и предполагает самостоятельное освоение без участия преподавателя. В нём содержится необходимый теоретический материал. После изучения каждой темы для перехода к следующей необходимо пройти тестирование, – отметил начальник Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций Роман Прокопчук.

В рамках прохождения первого блока будущие машинисты получают доступ к большому объёму графической информации: фотографиям, графикам и иным иллюстрациям. Это помогает в изучении различных аспектов функционирования железнодорожного транспорта. Весь теоретический блок будет доступен даже после окончания обучения и может послужить в качестве справочника по тем или иным аспектам эксплуатации подвижного состава.

В случае, если обучающемуся, осваивающему теорию самостоятельно, потребуется помощь, он может обратиться за разъяснениями и консультацией к преподавателям учебного центра. Для этого предусмотрены отдельные часы.

Сведения об успеваемости и о прохождении той или иной темы фиксируются в системе дистанционного обучения. Куратор группы в любой момент может проверить выполнение заданий. Доступ к статистике также имеют и специалисты Приволжской дирекции тяги, что позволяет установить дополнительный контроль за обучающимся.

– Подобный механизм двойного контроля минимизирует риски, связанные с низкой внутренней мотивацией будущих машинистов. Понимание, что успехи в освоении той или иной темы получают оценку как со стороны преподавателей, так и со стороны специалистов дирекции тяги, придаёт дополнительную мотивацию для своевременного и качественного выполнения учебных заданий, – отметил заместитель начальника Саратовского подразделения ПУЦПК Артём Евтушенко.

После завершения дистанционного курса обучающиеся проходят обязательное тестирование. Каждый тест генерируется случайным образом из имеющихся в базе заданий и содержит в себе 100 вопросов.

Следующим этапом освоения профессии машиниста электровоза по технологии смешанного обучения станет проведение вебинаров с преподавателями учебного центра. Они позволят более детально изучить наиболее сложные теоретические вопросы.

Подготовка машинистов электровоза в рамках смешанной модели обучения предполагает и очные занятия.

– Мы приняли решение оставить в очном формате специальные дисциплины, практические занятия. В очном формате сохраняется и квалификационный экзамен. Применяемая нами модель обучения обеспечивает качественную подготовку машинистов электровоза, – под­черкнул Роман Прокопчук.

Модель смешанного обучения имеет ряд положительных моментов и для заказчика в лице ОАО «РЖД». Минимизируются расходы, связанные с командировкой сотрудников для обучения на весь срок освоения новой специальности, а также появляется возможность оперативно проверить уровень подготовки будущих машинистов с помощью отслеживания выполнения заданий в системе дистанционного обучения.
Алексей Белых
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30