08 мая 2021 18:50

08 мая 2021 18:50

фото: Алексей Белых

Задача каждого

На Приволжской железной дороге обсудили методы повышения уровня культуры безопасности

На прошлой неделе, 10 февраля, на Приволжской магистрали состоялся первый семинар по обмену передовым опытом построения системы менедж­мента безопасности движения и развития культуры безопасности. Видеоконференция, организованная руководством Приволжской железной дороги, объединила более 40 представителей предприятий Саратовского, Волгоградского и Астраханского регионов, добившихся значительных успехов в данном направлении работы, и специалистов кадрового блока.
– Предложение провести такое мероприятие прозвучало на заседании координационного совета начальников железных дорог в 2020 году. Оно должно стать инструментом реализации стратегии обеспечения безопасности, риск-менеджмента и культуры безопасности. Цель семинара – обмен опытом построения системы менеджмента безопасности движения в структурных подразделениях, – рассказал заместитель начальника Приволжской железной дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов Владимир Лоещук.

Участников видеоконференции поприветствовал начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев. Он отметил, что обмен опытом проводился и прежде, но узкоспециализированной площадки не существовало.

Как сообщил Владимир Лоещук, по итогам 2020 года положительной динамики по выходу из зоны недопустимого риска добились 29 предприятий, расположенных в границах полигона Приволжской магистрали. При этом три из них – Астраханский центр организации работы железнодорожных станций, Верхнебаскунчакская дистанция сигнализации, централизации и блокировки и путевая машинная станция № 152 станции им. Максима Горького – из зоны недопустимого риска переместились в зону допустимого.

– Проведя анализ, мы выяснили: чаще всего в работе совершают нарушения регулировщики движения поездов и приёмосдатчики. Для предотвращения рис­ков мы организовали для них дополнительное обучение непосредственно на предприятиях. Оно предполагает как теоретические, так и практические занятия. Регулярная оценка знаний и отработка навыков позволили не допустить в минувшем году ни одного случая отказа технических средств 1-й и 2-й категории.

Сейчас 30 из 61 станции Астраханского региона вышли из зоны недопустимого риска, – подчеркнул начальник Астраханского центра организации работы железнодорожных станций Виктор Садивский.

В путевой машинной станции № 152 достижению позитивной динамики способствовало в том числе создание комфортного психологического климата.

– Мы регулярно проводим встречи с персоналом. На них совместно разрабатываем решения по предотвращению рисков и обсуждаем типовые ошибки, которые могут возникнуть в производственных процессах. Это позволяет выстроить в коллективе доверительные отношения между руководством и сотрудниками, что служит важным фактором обеспечения бесперебойной и надёжной работы предприятия, – констатировал начальник путевой машинной станции № 152 станции им. Максима Горького Дмитрий Веденин.

Как улучшить показатели безопасности за счёт организации дополнительного обучения на базе предприятия, рассказали и локомотивщики. Так, эксплуатационное локомотивное депо Ершов заняло лидирующие позиции среди предприятий дирекции тяги по динамике снижения уровня рисков по итогам 2020 года.

– Мы ввели особую систему работы с локомотивными бригадами – риско­образующей группой. Регулярно проводятся дополнительные занятия в классах техучёбы, организуется тестирование на знание инструкций. Сотрудники проходят собеседования с машинистами-инструкторами, семинары и тренинги, а также аттестацию на знание нормативно-правовой документации и особенностей эксплуатации тягового подвижного состава, – пояснил начальник эксплуатационного локомотивного депо Ершов Алексей Болжеларский.

Важность взаимодействия с кадровым блоком при развитии на предприятиях культуры безопасности отметила и начальник службы управления персоналом Приволжской железной дороги Мария Ворона. Она сделала акцент на значимости человеческого фактора в возникновении рисков, а также проинформировала участников семинара о реализуемых на дороге проектах по развитию компетенций сотрудников. Спикер обратила внимание на необходимость материального и нематериального стимулирования работников, безукоризненно соблюдающих правила технической эксплуатации железных дорог.

Один из инструментов стимулирования – корпоративная сертификация. Сегодня на Приволжской дороге 26 предприятий обладают корпоративным сертификатом по обеспечению гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса, из них 4 получили документ в 2020 году. Наличие сертификата подтверждает: на предприятии все внутренние процессы, связанные с безопасностью движения поездов, приведены в соответствие с требованиями нормативных документов. К таким структурным подразделениям применяется особый подход, так как их собственная система безопасности исправно функционирует и не требует аудита со стороны ревизорского аппарата. Сертификат также даёт предприятию право на увеличение премиального фонда на 25%.

Как отметил Владимир Лоещук, рассматривая работу по организации системы менеджмента безопасности движения, нельзя обойти вниманием вопросы развития культуры безопасности. Работники железнодорожного транспорта должны осознавать свою ответственность за обеспечение безопасности движения поездов. Для них это должно быть приоритетной целью.

– Повышение уровня культуры без­опасности напрямую влияет на построение более качественной риск-ориен­тированной модели управления безопасностью движения. По результатам самооценки уровня культуры безопасности, проведённой в дирекциях в конце 2020 года, средний уровень её зрелости составляет 3,98 балла, что на 0,06 больше чем в 2019-м, – сообщил главный ревизор по безопасности движения поездов.

Как пояснил Владимир Васильевич, по результатам самооценки наивысший уровень развития культуры безопасности достигнут в дирекциях управления движением и моторвагонного подвижного состава и в службе вагонного хозяйства. В дирекциях тяги, по эксплуатации путевых машин, а также в службе автоматики и телемеханики показатель, напротив, снизился. Это служит руководителям сигналом к тому, чтобы пересмотреть подходы к развитию культуры безопасности.

– Сегодня в сфере обеспечения безопасности движения поездов основной акцент должен делаться не на административное воздействие и ресурс, а на выстраивание доверительных отношений между руководителями и работниками. Это позволит выявить факторы формирования рис­ков на ранних этапах и заблаговременно их устранить, – резюмировал Владимир Лоещук.

Планируется, что в дальнейшем такие семинары будут проводиться на регулярной основе.
Алексей Белых
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31