23 апреля 2021 01:29

23 апреля 2021 01:29

фото: Глеб Хрусталёв

Подскажет робот

На Приволжской магистрали разрабатываются передовые цифровые технологии в управлении перевозочным процессом

На Приволжской железной дороге подготовлен системный ландшафт для тестирования бесконтактных технологий управления рабочим местом поездного диспетчера.
Приволжская железная дорога определена как пилотная площадка по отработке портфеля проектов под общим названием «Защитные бесконтактные технологии в обеспечении производственной деятельности в условиях действующих ограничений или их поэтапного снятия с учётом рекомендаций Роспотребнадзора». Соответствующее распоряжение в мае прошлого года подписал главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

– С началом пандемии коронавирусной инфекции возникла необходимость в обеспечении без­опасности наших работников как на пути следования на работу, так и непосредственно на рабочем месте. Предстояло минимизировать либо исключить контакты сотрудников с рабочими поверхностями, – рассказывает главный инженер Приволжской железной дороги Александр Смородин. – При разработке бесконтактных защитных технологий мы выбрали четыре основных направления: по удалённой персональной термометрии на входе в здание Управления дороги, мониторингу состояния здоровья работников, созданию комфортной среды в диспетчерском центре управления перевозками, по бесконтактному управлению рабочим местом поездного диспетчера. Алгоритм действий в первых трёх случаях в определённой мере был понятен и знаком по примеру существующих аналогов. В отношении последнего можно сказать: это – новое слово в применении цифровых технологий в управлении перевозочным процессом.

Для воплощения задуманного в июле прошлого года была образована рабочая проектная группа. В неё вошли специалисты профильных подразделений центрального и дорожного уровней. В том числе ООО «РЖД-Технологии», Департамента информатизации, Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации – Центра цифровых технологий, Главного вычислительного центра, Центральной станции связи, региональных дирекций управления движением, инфраструктуры, Саратовского ИВЦ и Саратовской дирекции связи, а также ряда отечественных разработчиков программ и аппаратных комплексов.

С августа по сентябрь формировались программы взаимодействия, дорожные карты, разрабатывался программный ландшафт для создания прототипа инновационного рабочего места поездного диспетчера и голосового управления системами верхнего и нижнего уровней, системами связи, радио- и IP-телефонии.

«Сердце» прототипа представляют технологии компании ROBIN. Именно платформа программных роботов призвана контролировать голосовые команды поездного диспетчера, их распределение причастным для исполнения, а также выдавать голосовое сообщение о результатах выполнения задачи.

Важной составляющей также является технология группы компаний ЦРТ (Центр речевых технологий). Она обеспечивает идентификацию поездного диспетчера по лицу, по голосу перед началом работы и преобразование голоса в текстовые команды и наоборот.

– Саратовский ИВЦ выступил площадкой для формирования системного ландшафта, развёртывания программно-технических средств, предложенных поставщиками. Мы организовывали установку и настройку оборудования, программного обеспечения. Речь в данном случае – о сочетании технологий ROBIN с речевыми сервисами ЦРТ. Это основа идентификации и дальнейшего автоматизированного запуска авторизации поездного диспетчера в производственных системах ОАО «РЖД»: ГИД «Урал-ВНИИЖТ», ИСС ТЭП, АС ЦУТР, АСУТ юг, АСУ МР, АРМ ОНД. Данные программы вошли в пилот для апробации, – констатирует начальник Саратовского ИВЦ Антон Торгашов.

Тестирование прототипа новой технологии – голосового управления стационарным рабочим местом поездного диспетчера – проходило в декабре-январе. Для этого был выбран Арчединский участок Приволжской магистрали. Порядок работы таков: поездной диспетчер формирует приказ, речевые технологии распознают его голос, передают команду в виде текста роботу. Он на основании полученной информации формирует оперативный приказ в системе.

При тестировании необходимо было убедиться в корректности идентификации голоса конкретного диспетчера, а также в том, что он отдаёт именно команду на исполнение. Вторая задача была связана с голосовым вызовом соответствующих информационных справок с расчётом требуемого результата. Например, сколько вагонов по Арчединскому участку находится в простое. Робот должен отработать эту справку и дать ответ.

– Изначально цель проекта заключалась в минимизации контактов диспетчерского персонала с рабочими поверхностями. Предварительные результаты отработки технологий бесконтактного управления на примере рабочего места поездного диспетчера подтвердили её актуальность и востребованность. Снижение доли рутинных операций позволит поездному диспетчеру сконцентрировать внимание на вопросах организации безопасного движения поездов на участке. Дальнейшее развитие технологии вижу в нескольких направлениях. Например, сокращение времени выполнения технологических задач за счёт ускорения обработки и синхронного выполнения роботом голосовых команд. Идея второго направления развития заключается в сокращении времени на анализ оперативной обстановки на участке с информированием диспетчера о нарушениях в выполнении технологического процесса и последующим предложением оптимального плана работы, – сообщает и. о. главного инженера Приволжской дирекции управления движением Михаил Шуликин.

На тестовом полигоне применены технологии виртуализации, имеющие сертификат средства защиты информации. Тестовое рабочее место поездного диспетчера оснащено консоль-терминалом. Она обеспечивает функционал телефона и двух компьютеров. Поскольку вычислительный процесс работы поездного диспетчера по системам верхнего уровня будет осуществляться на серверах ИВЦ, а консоль будет находиться на рабочем месте поездного диспетчера, появится возможность тестировать решения удалённого рабочего места поездного диспетчера по защищённым каналам связи.

Цифровые технологии голосового управления системами верхнего и нижнего уровней, системами связи, радио- и IP-телефонии в управлении движением ранее в ОАО «РЖД» не применялись. Комплексное решение на основе различных отечественных технологий создаёт условия для практической отработки функциональных требований промышленного прототипа.

Стартовые возможности созданного прототипа были продемонстрированы 21 января на рабочем совещании под председательством Сергея Кобзева. Отмечена высокая степень продуктивности проведённой в столь короткие сроки работы на полигоне Приволжской железной дороги по интеграции в единое функциональное решение технологий отечественных производителей. Даны поручения по созданию опытного образца промышленного прототипа.
Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28