18 января 2021 16:03

18 января 2021 16:03

фото: Алексей Белых

Задачи для заводчан

Промышленные предприятия Саратовской области присоединяются к решению актуальных вопросов железнодорожного транспорта

На Приволжской магистрали второй год ведётся работа по формированию инновационной среды. Подписано более 60 рамочных соглашений по взаимодействию в части инновационного развития, в том числе с правительствами Астраханской, Волгоградской, Саратовской областей, бизнес-инкубаторами, институтами, технопарками трёх регионов. Наше интервью – о результатах и перспективах сотрудничества.
вторник-интервью.jpg
Руслан Султанов, заместитель начальника службы технической политики Приволжской железной дороги

– Руслан Бисолтович, насколько плодотворно взаимодействие с представителями научного сообщества?

– Железнодорожники сформировали свыше 40 запросов на инновации. Они направлены на автоматизацию, мониторинг и удалённое управление оборудованием и производственными процессами, учёт и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов, применение технологии «умный дом», возобновляемых и автономных источников энергоснабжения, технических решений, касающихся содержания объектов инфраструктуры.

На данный момент уже есть ряд положительных заключений. Шесть проектов вузов – в стадии высокой готовности. Это «Применение импульсных систем торможения вагонов», «Разработка системы энергоснабжения на основе подповерхностных электромагнитных генераторов», «Система проветривания в универсальных контейнерах», «Применение полимерных композитных материалов для аварийной техники», «Применение автоматизированной аппарели для загрузки/выгрузки техники с железнодорожной платформы», «Система поиска оптимальных маршрутов для пропуска негабаритных и тяжеловесных поездов». По ним разработаны заявочные материалы для включения в план научно-технического развития ОАО «РЖД». Сейчас проходит процедура согласования.

– Какова доля участия промышленного сектора?

– Оформлены соглашения о сотрудничестве с рядом промышленных предприятий Волгоградского региона. В том числе с АО «Завод Метеор», Урюпинским крановым заводом, Камышинским заводом слесарно-монтажного инструмента, ОАО «Волжский абразивный завод», ООО «Полипластик Поволжье», ООО «Изопан Рус».

Волгоградцы работают над созданием автоматизированной системы оповещения железнодорожников о приближающемся поезде. Она будет способствовать снижению травматизма. Разрабатывают программно-аппаратную платформу «Умный поезд». Благодаря ей автомобилист получит по мобильной связи информацию о занятости переезда, включении аварийной сигнализации, приближении поезда, времени закрытия переезда. Ещё один перспективный проект – «Автоматизированная система отпугивания животных от железнодорожных путей». Эта разработка позволит свести к минимуму случаи наезда подвижного состава на крупный рогатый скот.

– В этом году налажено партнёрство с двумя крупными предприятиями Саратовской области. Расскажите подробнее.

– В I квартале была организована деловая встреча представителей Приволжской магистрали с заместителем министра – начальником управления оборонно-промышленного, машиностроительного комплексов и отраслевой науки министерства промышленности и энергетики Саратовской области Дмитрием Саратовским. Она проходила в очном формате. В ходе совещания обсуждались вопросы, в том числе касающиеся поиска инновационных решений по запросам железной дороги, а также порядка финансирования инновационных и стартап-проектов. В результате достигнутых договоренностей активизирована работа по заключению соглашений о сотрудничестве с предприятиями Саратовской области. Во II квартале заключены соглашения с ООО «НПП-Техноавтомат» города Энгельса, ПАО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе» города Саратова, АО «КРИЗ» города Калининска. Им направлены запросы на инновации региональных дирекций, сформированные на основе анализа хозяйственной деятельности.

– Есть конструктивные решения?

– В III квартале этого года саратовцы предложили два проекта. Первый – «Система автоматизации и диспетчеризации котельных» – служит ответом на запрос Приволжской дирекции по тепловодоснабжению. Разработка специалистов ООО «НПП-Техноавтомат» предполагает автоматизированную подачу энергоресурсов: горючего, тепла и пара. Это позволит оптимизировать затраты, существенно облегчить труд работников. Аналогичные решения существуют, но они предназначены для больших котельных. Тогда как на полигоне Приволжской магистрали немало теплоисточников, функционал которых ограничивается обслуживанием одного-двух технических помещений.

Таким образом, есть потребность в портативном, эстетичном, эффективном устройстве. Ожидается, что к середине следующего года специалисты предприятия продемонстрируют первые разработки.

Второй проект – «Система размагничивания рельсовых стыков». Это ответ на запрос службы пути Приволжской дирекции инфраструктуры. Он разработан сотрудниками ПАО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе» при поддержке Саратовского государственного технического университета и направлен на устранение остаточной неравномерной намагниченности элементов верхнего строения пути. Образующийся излишний ток приводит к отказам в работе технических средств, что негативно влияет на скорость и безопасность поездопотока. Это проблема не только Приволжской магистрали – всей сети. Существующие спецприборы не отвечают потребностям. Они дают непродолжительный эффект. Очевиден запрос на более современное устройство, которое будет обладать не только соответствующим функционалом, но и оптимальными параметрами, удобными для использования: небольшим размером и весом.

Прототип такого прибора уже создан, но он нуждается в доработке с учётом сделанных эсцебистами замечаний. Демонстрация пробного варианта планируется в I квартале следующего года.
Беседовала Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30