27 октября 2020 15:42

27 октября 2020 15:42

фото: Алексей Белых

Правовой тандем

На Приволжской магистрали внедряются новые технологии юридического сопровождения деятельности структурных подразделений

В начале сентября подведены предварительные итоги реализации пилотного проекта по комплексному юридическому сопровождению трёх структурных подразделений Приволжской магистрали. Наше сегодняшнее интервью – о задачах и эффективности проводимой работы.
среда_центр фото.jpg
Елена Родина, начальник юридической службы Приволжской железной дороги

– Елена Владимировна, проект по комплексному правовому сопровождению подразделений силами юридической службы был внедрен 1 августа прошлого года. Расскажите, когда и как возникла его идея?

– Это произошло на сетевой школе Правового департамента ОАО «РЖД», проходившей на Приволжской железной дороге с 14 по 16 августа 2018 года в Астрахани. Предпосылками послужили две причины. Во-первых, необходимость изменения существующей организационно-функ­циональной модели правового обслуживания на основе Карты бизнес-процессов верхнего уровня холдинга ОАО «РЖД». Во-вторых, потребность в переходе к формированию единой корпоративной политики в области правового обеспечения в отношении всех подразделений, расположенных в границах железной дороги. Речь в том числе о защи­те интересов в судах, контрольно-надзорных органах.

– Какова цель проекта?

– На стратегическом уровне уместно говорить о повышении эффективности правовой работы в ОАО «РЖД». На тактическом – о возможности тиражирования организационно-функциональной модели на подразделения, пока не находящиеся на правовом обслуживании юридической службы.

– Кто вошёл в число первых участников?

– Изначально в нём, кроме юридической службы Приволжской магистрали, были задействованы Приволжский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания и Приволжская дирекция по управлению терминально-складским комплексом. С 1 января текущего года присоединилась Приволжская дирекция управления движением.

Следует отметить, что функциональная модель правового взаимодействия ПТЦФТО, ДМ, Д и НЮ до начала реализации пилотного проекта отображала наличие дублирующих функций по ряду процессов. Это сказывалось на эффективности ра­боты.

Совместными усилиями мы разработали временные регламенты взаимодействия по вопросам правового обеспечения. В НЮ переданы три штатные единицы юристов Приволжского ТЦФТО, по одной штатной единице юристов Приволжских ДМ и Д. Сейчас юридическая служба осуществляет всю правовую работу, связанную с деятельностью выше­указанных подразделений. В том числе правовую экспертизу документов и проектов договоров, конкурсной документации, подготовку правовых заключений, оформление доверенностей, согласование проектов претензий, судебную работу, исполнительное производство, взаимодействие с контрольно-надзорными органами. Таким образом, обеспечено наличие единого центра управления правовой работой и центра ответственности за её результаты. Исключены имевшие место случаи дублирования функций в области правового обеспечения.

– Каков порядок перевода сотрудников в юридическую службу?

– С каждым работником проведено индивидуальное собеседование для выявления сильных профессиональных сторон и точек роста. Переведённым юристам дирекций созданы надлежащие условия для комфортной и продуктивной работы. Со стороны НЮ они постоянно получают соответствующие консультации и методическую помощь при решении сложных юридических вопросов. Вырабатывается оптимальная правовая позиция по всему спектру деятельности подразделений.

– Насколько эффективно такое взаимодействие?

– При объединении юристов произошла консолидация опыта и знаний сотрудников юридической службы и юристов соответствующих подразделений. Это привело к синергетическому эффекту в виде улучшения качества правовой работы.

По результатам анкетирования юристов, переведённых в службу, отмечены следующие положительные изменения: приобретение новых профессиональных и корпоративных компетенций, возможность обмена опытом, исключение из работы несвойственных юристу функций, общая удовлетворённость созданными условиями труда, вовлечение в общую систему мотивации по итогам работы юридической службы.

– Каким образом осуществляется контроль за исполнением утверждённых регламентов?

– С этой целью оформляются чек-листы. В них указывается информация о соблюдении или несоблюдении порядка и сроков выполнения всех процессов как со стороны НЮ, так и со стороны подразделений, находящихся на правовом обеспечении службы. По итогам каждого месяца на основании этих чек-листов участники пилотного проекта анализируют проделанную правовую работу. Введены также анкеты обратной связи, в которых оценивается качество правового обеспечения силами юридической службы, соблюдение сроков выполнения процессов, обоснованность запросов о предоставлении дополнительных документов, внутренняя клиентоориентированность и ряд других показателей.

– Каковы предварительные итоги реализации проекта?

– Промежуточные результаты не вызывают сомнений в эффективности. Изначально озвученные руководителями подразделений возможные риски, связанные с нарушением оперативности, излишней перепиской, непониманием специфики работы, не наступили. Руководителями региональных ТЦФТО, ДМ и Д ежемесячно ставятся высшие баллы (9–10 из 10) юридической службе по всем пунктам анкеты обратной связи, что свидетельствует о высоком качестве правовой работы.

В ОАО «РЖД» 1 сентября состоялось совещание по подведению итогов пилотного проекта, на котором представители ЦФТО, ЦМ и ЦД высказали опасения, связанные с возникновением необходимости перераспределения другим сотрудникам части функций, не относящихся к правовой работе, но которые ранее выполнялись юристами. При этом руководители региональных подразделений ТЦФТО, ДМ и Д отметили, что этот вопрос решён, а правовое обслуживание в рамках пилотного проекта осуществляется качественно.

На совещании ЦФТО, ЦМ, ЦД поручено представить модели процессов правовой работы структурных подразделений, не вовлечённых в пилотный проект, в состоянии «как есть», а Правовому департаменту ОАО «РЖД» – предоставить в Департамент по организации, оплате и мотивации труда модели процессов правовой работы в состоянии «как есть» и «как должно быть» с учётом реализации пилотного проекта.

Кроме того, в ближайшее время в ЦЗТ и ЦЮ представят предложения по установлению KPI для юридической службы с целью разграничения ответственности за результаты правовой работы между участниками пилотного проекта и инте­грации их в систему мотивации.

Срок реализации пилотного проекта продлён до конца 2021 года с возможностью досрочного подведения его итогов. В дальнейшем будет рассмотрен вопрос о целесообразности изменения существующих процессов правового сопровождения в остальных функциональных подразделениях.
Беседовала Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30