29 октября 2020 13:14

29 октября 2020 13:14

фото: Анастасия Головко

Время передавать опыт

Почётной железнодорожнице Лилии Елашовой исполнилось 80 лет

В субботу, 29 августа, поздравления с юбилеем принимала ветеран Приволжской магистрали Лилия Елашова. Они звучали от родственников, друзей, коллег и учеников. К последним она относится особенно трепетно. Наша беседа, состоявшаяся накануне дня рождения героини очерка и нового учебного года, началась как раз с того, насколько важны образование и развитие. И возраст им не помеха.
Лилия Ивановна и на заслуженном отдыхе продолжает интересоваться успехами и делами магистрали. Три года она читает курс экономики железнодорожного транспорта на заочном факультете филиала СамГУПСа в городе Саратове. И, словно опережая мой вопрос, с улыбкой признаётся: работа эта ей – в радость и что чувствует она себя не старше своих студентов.   

– Мне приятно, что молодёжь тянется к знаниям, хотя у каждого уже есть семья, домашние хлопоты, трудовые обязанности. Стараюсь учить их не только по учебникам, а на основе фактических данных. За помощью нередко обращаюсь в экономическую службу, региональные дирекции, – рассказывает железнодорожница. 

Елашова посвятила Приволжской магистрали 54 года. Непосредственно участвовала в решении производственных, экономических и управленческих задач на уровне отдельно взятых линейных предприятий и дороги в целом. К каждой из них подходила вдумчиво и ответственно. 

– В школе я была отличницей. Любила гуманитарные предметы и физику. Хотела стать врачом. Но когда узнала, что в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта открыт факультет «Автоматика и телемеханика», без долгих раздумий подала туда документы, – вспоминает собеседница. 

В Среднюю Азию семью эвакуировали с Донбасса. Отца нашей героини призвали на фронт. Он погиб в первые дни Великой Отечественной войны. Мама много работала. С воспитанием девочек помогала их бабушка.

Учёба в вузе девушке давалась легко. На пятом курсе ей в качестве дипломной темы поручили реальный проект «Диспетчерская централизация». Для его разработки и защиты она была направлена в Ленинградский институт по проектированию сигнализации, централизации, связи и радио на железнодорожном транспорте. Супруг, окончивший профильный курс годом ранее, получил направление на Приволжскую магистраль.  

– Молодые специалисты решили обосноваться в Поволжье. Но руководящим должностям в Саратовском отделении дороги предпочли рабочие на линейном предприятии – Ершовской дистанции СЦБ. Там только начинали эксплуатировать диспетчерскую централизацию. Меня назначили сначала электромехаником, а вскоре – старшим инженером поста ДЦ. В обслуживание вверили участок от Ершова до Озинок – это 130 км, – продолжает ветеран.  

О том, как добиралась от станции до станции в кабине грузовых локомотивов, вспоминает с улыбкой. Если один машинист останавливал состав для высадки пассажира, то другой сбавлял скорость до неполной остановки. Приходилось выпрыгивать.  

– Под моим началом были все линейные устройства. Я знала, какие материалы необходимы, какие поступили, какую работу выполнили, какую запланировали. Отчётность по расходам за месяц составляла на основе этих данных совместно с работниками техотдела и бухгалтерии. Так началось моё знакомство с экономикой производства, – говорит собеседница.   

Через четыре года Елашовых перевели в Петроввальскую дистанцию СЦБ. Там начался ввод диспетчерской централизации на главном ходу Саратов – Волгоград. Пуско-наладочные работы, в которых участвовала Елашова, – это ни с чем не сравнимая школа производственного опыта для молодого специалиста. Для их выполнения в одну бригаду собираются лучшие специалисты дороги. Накопленные знания и навыки позволили Лилии Ивановне на завершающем этапе работ настраивать и переводить на кодовое управление движение поездов с центрального поста Волгограда каждые сутки по одной станции участков Петров Вал – Карамыш, Петров Вал – Иловля.   

По завершении ввода новой техники на главном ходу совместно с институтом Желдорпроект Поволжья были разработаны проекты контроля свободности пути на шести станциях малодеятельного участка Камышин – Ильмень. Елашовой, как старшему инженеру, доверили выполнять работы на этих станциях. С ними справились за два месяца. 

Помимо повседневных обязанностей, Лилия Ивановна занималась созданием группы надёжности. Одна из основных задач – сделать ежесуточный анализ отказов устройств целостным, то есть с учётом мер по профилактике, устранению последствий, рекомендаций по изменению схемных решений. 

– Многие воспоминания меня радуют, но есть и те, что огорчают. Среди рекомендаций от главка большинство было связано с переустройством, дополнениями в схеме. И вот как-то на одной из станций при выполнении работы я допустила короткое замыкание – перекрылся входной сигнал поезду. Этот случай никогда не забуду! Было неловко и стыдно. Особенно на оперативном совещании по разбору случившегося в присутствии начальника отделения дороги, – признаётся железнодорожница.

В 1960-х семья Елашовых переехала в Саратов: Николая перевели в службу автоматики и телемеханики, Лилию – в техотдел этой службы, который она вскоре возглавила. Там занималась вводом новой техники, планированием объёмов работы, курировала вопросы инвестирования проектов. Неоднократно присутствовала на их защите сначала в министерстве путей сообщения, а затем – в министерстве транспортного строительства.

Убедить подрядчика, который хотел взять работу полегче, подороже и уж точно не в песках По­волжья, было непросто. Но сотрудница Приволжской умело оперировала данными.   

Позже героиня очерка возглавляла отдел капитальных вложений в экономической службе, экономическую службу магистрали. Главным экономистом дороги тогда был Борис Лапидус. Под его руководством проводилась работа по совершенст­вованию экономических методов управления. 

– Когда Бориса Моисеевича пригласили на работу в столицу, меня назначили на совмещённую должность главного экономиста – начальника экономической службы, – поясняет собеседница.

Это был непростой период не только в трудовой биографии нашей героини, но и в истории развития магистрали. В конце 1980-х годов разразился экономический кризис. Объёмы погрузки на дороге резко сократились. Возникли трудности с выплатой заработной платы. Опыт сторонних предприятий – рассчитывать работников натурпродуктами – был исключён. На нашей дороге в качестве вынужденной меры разработали систему выпуска дорожных финансовых документов – векселей. Они выдавались железнодорожникам по их согласию.

– Ценные бумаги позволили выиграть время.

Задолженность перед сотрудниками погасили в течение трёх месяцев. Мне дорог этот момент тем, что люди нам поверили. Не было ни забастовок, ни возмущений, – констатирует Лилия Ивановна.

В условиях падения объёмов перевозок над лево­бережной частью магистрали нависла угроза закрытия движения поездов. Начальник дороги поставил задачу перед группой специалистов магистрали, в том числе экономического блока, произвести обосновывающие расчёты и обозначить комплекс мер по повышению эффективности работы этого участка дороги. Совместно с институтом ВНИИАС расчёты были выполнены, а предприятия реализовали намеченные меры. Вагонопоток сохранили. Ни на день на Приволжской не прерывалась работа по обоснованию необходимости электрификации участка Сызрань – Сенная – Саратов.  

В те кризисные годы стали организовываться акционерные банки, учредителями которых по согласованию с МПС становились железные дороги. При этом, по словам Лилии Ивановны, предстояло урегулировать массу вопросов с ЦБ области, Москвы, а также МПС. Однако антикризисная мера была оправдана динамикой экономических показателей. Она способствовала росту объёмов погрузки за счёт кредитования клиентов, не имевших возможности сразу рассчитаться с магистралью, а также обороту денежных средств, в том числе на выплату зарплаты. 

Для контроля за эксплуатационными расходами на дороге создан отдел цен – первый на сети. Далее он преобразован в договорный отдел и работает в тесном контакте с юридической службой. Это направление было поддержано МПС. Сегодня такие отделы есть на всех магистралях. 

В 90-е годы МПС поставило перед Приволжской сложнейшую задачу – в течение двух недель погасить образовавшуюся задолженность дороги перед Пенсионным фондом России. Специалисты магистрали успешно решили этот вопрос, осуществив проведение взаимозачёта с одним из основных должников магистрали. Эту практику в дальнейшем использовали на других дорогах. Приволжская впервые при взаимодействии с администрациями регионов стала проводить взаимозачёты по компенсации потери доходов от госрегулирования стоимости проезда в пригородных поездах. 

Команде руководителей и специалистов под управлением начальника дороги удавалось разработать и реализовать меры, направленные на смягчение влияния рыночных реформ на жизнедеятельность магистрали, – это результат взаимопонимания, совместной работы, доверия. Лилия Ивановна, кроме прочего, проявила себя как талантливый управленец. Она умела обеспечить слаженность и оперативность в работе.

– Какой бы сложной не казалась ситуация, из неё всегда есть выход. Но прежде чем принять окончательное решение, необходимо понять причинно-следственные связи производственного процесса, докопаться до сути, – отмечает ветеран.  

В течение семи лет наша героиня трудилась заместителем главного инженера дороги. Помогала в вопросах реализации производственных и социальных проектов. Позже Елашова была помощником начальника дороги. Занималась подготовкой документации, аналитической отчётности. Сейчас занята преподавательской деятельностью. Самое страшное, по её словам, – это оказаться не у дел. 

Свободное от работы время она посвящает семье. Стаж супружеской жизни Елашовых – 58 лет. Их дочь стала врачом. Она работает в региональной дирекции здравоохранения. Внук окончил мехмат СГУ и магистратуру РГОТУПСа по направлению «логистика железнодорожных грузоперевозок».
Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30