23 октября 2020 09:21

23 октября 2020 09:21

фото: Глеб Хрусталёв

Новые ресурсы – от науки

Взаимодействие железнодорожников с вузами ускорит внедрение инновационных проектов

В минувший четверг, 16 июля, на Приволжской железной дороге состоялось совещание по вопросам инновационного развития магистрали. Мероприятие проходило в формате видеоконференции под председательством заместителя начальника службы технической политики Руслана Султанова.
В нём участвовали 25 представителей вузов – Астраханского, Волгоградского, Саратовского госуниверситетов и Волгоградского технического университета, а также министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, комитета промышленности и торговли Волгоградской области. Приволжане и научное сообщество полигона формируют рабочую группу по решению актуальных проблем железной дороги.

– С начала этого года мы наметили ряд совместных мероприятий. Они направлены на разработку и внедрение проектов, адаптированных к деятельности и потребностям холдинга. Пандемия коронавирусной инфекции скорректировала наши планы. Несмотря на это, сотрудничество продолжается. На протяжении полутора лет Приволжская магистраль была лидером в данном направлении работы. Не будем снижать темпы, – призвал коллег Руслан Бисолтович.

Уже подписано более 60 рамочных соглашений по взаимодействию в части инновационного развития, в том числе с правительствами Астраханской, Волгоградской, Саратовской областей, бизнес-инкубаторами, институтами, технопарками трёх регионов. Объём работы предстоит немалый. Железнодорожники сформировали свыше 40 запросов на инновации. Они направлены на автоматизацию, мониторинг и удалённое управление оборудованием и производственными процессами, учёт и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов, применение технологии «умный дом», возобновляемых и автономных источников энергоснабжения, технических решений, касающихся содержания объектов инфраструктуры.

Данные вопросы обсуждались на расширенных заседаниях советов главных инженеров Приволжской магистрали. Первое состоялось в 2018 году в Астрахани, второе – в 2019-м в Волгограде. На них в общей сложности присутствовали более 45 представителей субъектов инновационной среды, было презентовано около 100 проектов, 12 отобрано для дальнейшей реализации. Кроме этого, на полигоне регулярно проходят рабочие встречи, технико-технологические советы, семинары, заседания с представителями научного сообщества, региональных органов власти.

В стадии «высокой готовности» находятся шесть проектов вузов, расположенных в границах полигона Приволжской железной дороги. Это «Применение импульсных систем торможения вагонов», «Разработка системы энергоснабжения на основе подповерхностных электромагнитных генераторов», «Система проветривания в универсальных контейнерах», «Применение полимерных композитных материалов для аварийной техники», «Применение автоматизированной аппарели для загрузки/выгрузки техники с железнодорожной платформы», «Система поиска оптимальных маршрутов для пропуска негабаритных и тяжеловесных поездов».

– Согласно программе инновационного развития ОАО «РЖД», рассчитанной до 2025 года, следующий шаг в данном направлении работы – создание региональной инновационной площадки. На ней планируется организовывать выставки продукции предприятий, предназначенной для железной дороги. Для этих целей рассматриваем помещения АГУ, ВолГУ, ВолГТУ, СГУ. На их аренду, приобретение оборудования для выставочной деятельности предусмотрено финансирование, – констатировал Султанов.

Ключевое предназначение инновационных площадок – сократить время на внедрение проектов до полугода. Это станет возможным благодаря исключению конкурсных и тендерных процедур. Так, на данный момент на рассмотрении экспертной комиссии компании ОАО «РЖД» находится свыше 300 проектов, более 60 технических решений предварительно отобрано для испытаний. Это результат работы пяти инновационных площадок.

– На Приволжской открытие такой площадки запланировано на 2021 год. Вместе с тем будет решён вопрос о механизмах финансирования, ориентированных на поддержку, ускоренную разработку и внедрение инноваций, – уточнил Руслан Бисолтович. – Сейчас нам необходимо создать рабочую группу. В её состав вой­дут по одному представителю от каждого вуза-партнёра.

Спикер предложил участникам мероприятия определиться с кандидатурами. Образованная структура будет заниматься формированием и организацией работы региональной инновационной площадки для реализации единой корпоративной политики в области инновационной деятельности. В числе её полномочий также поиск, отбор и реализация стартап-проектов с инновационными решениями и координация взаимодействия подраз­делений железной дороги, функциональных филиалов, дочерних и зависимых обществ компании, осуществляющих свою деятельность в границах Приволжской магистрали, со стартап-компаниями, сторонними организациями, региональными институтами развития и органами власти.

– Совместно с представителями инновационной среды Волгоградского региона мы посетили 11 крупных предприятий области. Заключили с ними соглашения о взаимодействии. В ближайшей перспективе аналогичные встречи будут проведены в Саратовской и Астраханской областях, – сказал Руслан Бисолтович.

На Приволжской магистрали продолжает оставаться требующим решения ряд проблем, в том числе связанных с очисткой контактных линий от наледи, оповещением человека о приближении подвижного состава. В июле в адрес вузов-партнёров приволжан было дополнительно направлено около 40 запросов с соседних железных дорог.

Участники мероприятия поблагодарили руководство Приволжской магистрали и компании за эффективное и перспективное сотрудничество, решение сократить жизненный цикл стартап-проектов до шести месяцев, создание выставочной площадки. По признанию представителей учебных заведений, ОАО «РЖД» для вузов – важный стратегический партнёр.
Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31