05 августа 2020 10:41

05 августа 2020 10:41

фото: ПЧ-17

Диагностика в 3D

Применение новых дефектоскопов снизит риск изломов рельсов и повысит безопасность движения поездов

Для проверки сварных стыков рельсов операторы Сарептской дистанции пути применяют новый ультразвуковой дефектоскоп УДС2М-35 для локального контроля. Координатное устройство позволяет видеть контуры дефекта в трёх проекциях, а также автоматически рассчитывать его условные размеры.
На перегоне Гнилоаксайская – Абганерово 3 июля с 6.50 до 9.50 по московскому времени проходило технологическое окно по алюминотермитной сварке рельсовых стыков. Основные работы выполнила подрядная организация. Приёмочный контроль осуществляли представители Сарептской дистанции пути. Согласно инструкции, чтобы исключить отклонения от нормы, оператор Олег Сафонов перед сваркой провёл контроль концевых участков рельсов, а после окончания работ проверил соединение на наличие внутренних дефектов. Для этого Олег Николаевич использовал ультразвуковой дефектоскоп УДС2М-35.

– Новый прибор, в отличие от предыдущей модели УДС2-РДМ-33, которую мы также используем для локального контроля, выявляет дефект и выводит его изображение на цифровой экран в 3D-проек­ции, – отмечает Олег Сафонов.

Дефектоскоп оснащён координатным устройством, представляющим собой две акустические системы. Первую оператор устанавливает на рельс. Вторая движется по нему вместе с преобразователем. Сис­тема сканирует рельсы сверху, с боков и по подошве и показывает точное расположение и размеры дефекта. Как отметил заместитель начальника Саратовского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры по неразрушающему контролю Сергей Иванов, данный прибор – единственный на Приволжской дороге, который на дисплее и в протоколе передаёт изображение дефекта.

– Теперь не нужно измерять параметры дефекта – длину, высоту, глубину – метрической линейкой и одновременно следить за уровнем амплитуды сигнала, как было раньше. При работе с новым прибором размеры высчитываются с помощью электронной линейки. Она подводится к граням дефекта, отображённого на мониторе дефектоскопа. С точки зрения метрологии такие измерения более точные, а времени на их проведение требуется меньше, – добавляет Олег Сафонов. – Полученная информация сохраняется в памяти дефектоскопа в виде электронного протокола для дальнейшей компьютерной обработки данных специалистами центра расшифровки.

Как отметил начальник участка производства участка диагностики Сарептской дистанции пути Максим Линник, программное обеспечение нового координатного устройства требует от оператора чёткого выполнения алгоритма действий. Это исключает ошибки в результатах контроля.

У дефектоскопа цветной дисплей. Изображение имеет высокую контрастность – его видно как в ночное время, так и при ярком солнечном свете. Как отмечают специалисты, прибор удобен в применении. Он оснащён беспроводными наушниками и очень компактен – в длину около 23 см, в высоту 18 см и в ширину 8,5 см. Весит устройство 2,8 кг.

– Сейчас прибор УДС2М-35 используется только на контроле сварных стыков во время технологических окон на участке Чилеково – Гнилоаксайская. Уже проверено 156 сварных стыков, из них в июне – 44. По плану осталось ещё 36 соединений, – уточняет Максим Александрович. – После завершения проверки стыков АЛТС, ориентировочно с середины июля, новый дефектоскоп будет задействован на вторичном контроле рельсов на участке Гнилоаксайская – Котельниково. Он отличается большой грузонапряжённостью и протяжённостью перегонов. Из-за этого там чаще выявляются остродефектные рельсы.

С помощью УДС2М-35 операторы смогут перепроверять подозрительные участки, выявленные в ходе первичного контроля при помощи двухниточной дефектоскопной тележки.

В настоящий момент на Приволжской железной дороге эксплуатируются шесть приборов УДС2М-35 – по одному в Сарептской, Анисовской и Саратовской дистанциях пути, ещё три – в вагонах-дефектоскопах Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры. Для работы с новым устройством по два оператора от каждой дистанции и работники вагонов-дефектоскопов прошли трёхдневное обучение на базе Саратовской дистанции пути и стационарной лаборатории дефектоскопии. Его проводил представитель завода-изготовителя данного прибора. В ходе занятий приволжане высказали замечания и предложения по усовершенствованию программного обеспечения.

– В процессе входного контроля мы выявили несоответствия и рассказали о них производителю. После этого он выпустил два обновления. Они касались удобства использования устройства и калибровки параметров настройки для преобразователей с углами 45 градусов при проверке алюминотермитных стыков. Из-за завышенной чувствительности нельзя было настроить параметры согласно инструкции. Сейчас программа скорректирована и полноценно функционирует, – комментирует начальник стационарной лаборатории дефектоскопии Николай Архипов.

– Обновление парка дефектоскопов на Приволжской магистрали – процесс непрерывный. Это связано с требованиями ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения поездов, – сообщает Сергей Иванов. – Для выявления дефектов на ранней стадии в эксплуатацию вводятся устройства диагностики нового поколения. В 2019–2020 годах поступили 24 дефектоскопа сплошного контроля Авикон-15 и РДМ-23, а также локального контроля РДМ-15 и УДС2М-35. Обновление продолжится.
Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31