11 июля 2020 23:42

11 июля 2020 23:42

Дни и ночи битву трудную вели...

В канун 9 Мая работники Приволжской магистрали рассказали о своих родственниках, ковавших Победу на фронте и в тылу

Баландин Алексей Ильич к реплике Баландин Алексей.jpg Алексей Ильич Баландин, машинист паровоза

– Мой дед Алексей Ильич Баландин родился 22 марта 1911 года в Иркутской области на станции Тулун. Он рос в большой семье, состоящей из восьми человек. Его родители были железнодорожниками. Алексей Ильич пошёл по стопам отца, – рассказывает машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Максим Горький Алексей Баландин. – Великая Отечественная война началась, когда деду было 30 лет. Он уже трудился на железной дороге и прошёл путь от кочегара до машиниста.  

В 1941 году Алексея Ильича отправили на станцию Малоярославец Калужской области. На фронт он доставлял эшелоны с боеприпасами, военной техникой и солдатами. Оттуда – раненых. Не раз ему приходилось выводить стратегические составы из-под артиллерийских обстрелов и авианалётов. Об этом этапе жизни дед не любил рассказывать, поэтому в нашей семье не сохранилось его воспоминаний. Но осталось доказательство героического и самоотверженного труда – орден Красной Звезды. 

В 1946 году Баландина вместе с семьёй перевели в Сталинград. С женой Александрой Ивановной, которая была нарядчиком, он работал в Сталинградском паровозном депо. В 1952-м дед участвовал в открытии эксплуатационного депо на станции Воропоново (ныне – им. Максима Горького). Он водил первые тяжеловесные поезда. За это был отмечен орденом Ленина. На заслуженный отдых вышел в 80-х годах. Тогда он уже имел награду «Почётный железнодорожник». Дед ушёл из жизни 23 июня 1993 года. Я продолжаю профессиональную династию нашей семьи и, как и он, вожу поезда.


четверг_2_Конкин НМ.jpg Николай Михайлович Конкин, рядовой красноармеец

– И нашу семью война не обошла стороной. Мой дедушка по маминой линии, Николай Михайлович, родился в селе Батаевка Ахтубинского района Астраханской области. Оттуда в 1942 году его призвали в ряды Красной Армии. Он служил рядовым инженерных войск. В Чехословакии был ранен, – рассказывает младший воспитатель детского сада № 111 ОАО «РЖД» Ольга Горячева. – После того как выписался из госпиталя, сражался под Прагой. При форсировании реки вынес раненого командира с поля боя. Награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Герма­нией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», орденом Красной Звезды. В учётной карточке сохранилась запись: «Своей кипучей энергией и смелостью всегда воодушевлял товарищей на ратные подвиги. Несмотря на сильный огонь противника, действовал смело, отважно. При введении паромов в линию моста на реке Нейсе он в числе первых бросился в воду и задание командования выполнил. Также самоотверженно трудился в ходе ремонтных работ пробитых понтонов». Победу встретил в Берлине. Вернулся домой в 1946 году.


Пачкалов.jpg Николай Александрович Пачкалов, гвардии младший лейтенант

– Мой дед – уроженец Саратова, – рассказывает начальник ПЦНТИБ Игорь Пачкалов. – Он был призван в армию в 1941 году в возрасте 17 лет. В 1943-м после обучения во 2-м Горьковском танковом училище в звании младшего лейтенанта был определён в должность командира танка Т-34 и отправлен на Южный фронт. 

Воевал в 36-й гвардейской Нижнеднепровской танковой бригаде в составе 4-го Сталинградского гвардейского механизированного корпуса. Он не входил в постоянный состав ни одного из фронтов, его судьбой распоряжалась только Ставка Верховного Главнокомандования. Его использовали в наиболее значимых наступательных операциях – в качестве ударного штурмового корпуса прорыва. На своих боевых машинах гвардейцы рисовали зверей: медведей, волков, рысей, оленей. За это в Красной Армии корпус уважительно прозвали «Корпус зверей», или просто «Звери». Солдаты на всех фронтах знали: там, куда они прибыли, будет серьёзная операция и крупное наступление. В его составе дед воевал на Южном, Втором, Третьем и Четвёртом Украинских фронтах.  

Николай Пачкалов начал боевой путь в июле 1943 года с прорыва Миус-фронта (Ростовская область), где получил лёгкое ранение и был награждён медалью «За отвагу». Позже участвовал в освобождении важных узлов обороны вермахта – городов Новый Буг, Одесса, Кишинёв, Констанца, Варна, Бургас, Белград, Будапешт, Прага, а также ряда других. В составе корпуса освобождал от фашистов Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию. 

Закончил корпус войну в Чехословакии. Под Прагой в 1945 году Пачкалов получил осколочные ранения.

За время войны Николай Александрович уничтожил множество врагов и единиц боевой техники и внёс вклад в Победу, практически всегда сражаясь на передовой. Во время службы за боевые заслуги, проявленное мужество и отвагу удостоен ордена Отечественной войны I степени, медалей «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и ряда других наград.


Участник войны Владимир Сергеевич Анненков.jpg Владимир Сергеевич Анненков, помощник машиниста, разведчик-вычислитель 122-миллиметровой гаубицы

– Нашим родителям и дедам выпала тяжёлая участь. Мой отец Владимир Сергеевич Анненков родился 10 августа 1924 года. После окончания семилетней школы всего год проучился в железнодорожном училище и 1 сентября 1941 года был принят на работу в депо Сталинград-1 помощником машиниста, – рассказывает дочь, пенсионерка Зоя Анненкова.

От станции Качалино до Сальска, от Сталинграда до Чира и Морозовской он водил воинские эшелоны и санитарные поезда. Неоднократно попадал под вражеские авианалёты. После бомбардировки города 23 августа 1942 года от депо остались руины. В сентябре Анненков переправился через Волгу и вступил в ряды Красной Армии. В составе гаубичного артиллерийского резерва Главного командования 25-й гвардейской дивизии 40-й армии 28 октября 1942 года прибыл на Юго-Западный фронт. Разведчик-вычислитель 122-миллиметро­вой гаубицы участвовал в Орловско-Курской битве, освобождении Белгорода, Киева. Награждён двумя орденами Отечественной войны и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». 

Был демобилизован под Прагой 15 мая 1945 года и в феврале 1946-го откомандирован на Сталинградскую железную дорогу. Здесь он работал дежурным по станции Канальная, начальником станций Жутово и Чапурники. Участвовал в строительстве Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина. В 1963 году был переведён дежурным на станцию Татьянка, где работал до выхода на заслуженный отдых в 1995 году. Владимир Сергеевич ушёл из жизни 8 января прошлого года.


четверг_7_Коннов.jpg Андрей Андреанович Коннов, железнодорожник

– Великая Отечественная коснулась и нашей семьи. Мой дедушка Андрей Андреанович Коннов был уроженцем Саратова. В 1930-х годах он устроился на стальную магистраль. Когда началась война, в числе коллег был зачислен в медицинскую бригаду санитарного поезда, задача которой заключалась в эвакуации раненых бойцов с линии фронта и доставке их на лечение в госпитали Саратова, – говорит ведущий специалист по управлению персоналом ВЧДр Саратов АО «ВРК-1» Анастасия Теслина. 

При выполнении очередного задания Андрей Андреанович познакомился с бойкой жизнерадостной девушкой. Валентина Николаевна тоже родилась в Саратове. После окончания школы мечтала стать лётчицей. Успешно прошла обучение в Саратовском аэроклубе и могла войти в состав лётного полка Марины Расковой, но помешала болезнь. В итоге Валентина решила стать медицинской сестрой. После курса профильной подготовки поступила на службу в ряды Красной Армии. Была распределена на санитарный поезд. На её счету десятки спасённых жизней. Она отмечена орденом Отечественной войны II степени.

В 1944 году Андрей Андреанович был командирован в Литву для восстановления железнодорожного хозяйства. После окончания войны к нему переселилась и Валентина Николаевна. Там они и расписались. В Саратов вернулись в 1946 году. Андрей Андреанович продолжил трудиться на стальной магистрали. Валентина Николаевна долгое время работала старшей медсестрой в детском туберкулёзном диспансере.


Шигербаев Джумат Шигербаевич.jpg Джумат Шигербаевич Шигербаев, железнодорожник, труженик тыла

– Отец встретил войну подростком, – рассказывает дорожный мастер 6-го линейного участка Палласовской дистанции инфраструктуры Нураль Шигербаев. – В четырнадцать лет он пришёл на Новоузенский участок Рязано-Уральской железной дороги. Позже, когда закончилась Сталинградская битва, участвовал в восстановлении путей на Волжской рокаде. 

Время было очень сложное – работали на износ, не покладая рук. Труд в тылу для путейцев в то время был по-настоящему фронтовой задачей – обеспечить  бесперебойное движение поездов требовалось любой ценой. 

После войны отец продолжил работать на благо магистрали. Ему присвоено звание «Почётный железнодорожник СССР» и вручён орден Дружбы народов.


Бубнов Григорий Иванович.jpg Григорий Иванович Бубнов, лейтенант пехоты

– Мой дед Григорий Иванович родился в селе Перекопное Ершовского района в 1912 году, – говорит ведущий инженер технического отдела эксплуатационного локомотивного депо Ершов Алексей Ульянов. – С 1935-го по 1938 год он нёс службу в частях Красной Армии на Дальнем Востоке, затем вернулся домой, откуда спустя три года его призвали на фронт. 

В первые месяцы войны воевал под Смоленском. Его часть попала в окружение, но из него благополучно удалось выбраться. 

Получив в 1942 году ранение в голову и в руку, дед оказался в госпитале. Поправившись, он некоторое время обучал молодых курсантов в Вольском военном училище, а в 1943-м присоединился к Белорусскому фронту. Однако здоровье уже не позволяло быть на передовой – Григорий Иванович не мог держать оружие. Временно его закрепили при штабе писарем. К концу 1945 года перевели в посёлок Суна Кировской области для работы в военкомате, где он служил до апреля 1946-го. Дед награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


филанида.jpg Филанида Ивановна Небыкова, железнодорожница, труженица тыла

– Бабушка Филанида Ивановна Небыкова родилась в 1926 году в рабочем посёлке Рудня в семье раскулаченных крестьян. Её отец Иван Тимофеевич Сухов на фронт ушёл в 1941 году. Был миномётчиком. Погиб 17 января 1943-го под Ленинградом, прокладывая Дорогу жизни, и похоронен в братской могиле, – рассказывает помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-Пассажирское Александр Петерсон.

В начале войны бабушка работала на станции Ильмень. Когда заканчивалась её смена, она шла не домой отдыхать, а в карьер, где вместе с остальными рабочими загружала на платформы песок. В дальнейшем его использовали при восстановлении железнодорожных путей. 

Во время Сталинградской битвы в Рудне был организован военный госпиталь. Вместе с коллегами по станции Филаниде Ивановне доводилось и хоронить погибших, и переносить раненых из прибывающих санитарных поездов.

Однажды весной она, как обычно, шла на работу. Её путь пролегал через речку. Но лёд был тонкий и треснул под ней. К счастью, рядом оказались рыбаки на лодке. Они вытащили девушку на берег. Спросили, отвезти ли её домой, а та отказалась и поспешила на станцию, чтобы выйти в смену.

После войны бабушка работала помощником дежурного на станциях Камышин и Петров Вал. Потом вышла замуж и вернулась в Рудню, где трудилась в железнодорожном буфете.

Бабушка ушла из жизни в 92 года, 8 марта 2018 года.


Чепурнюк Владимир Денисович.jpg Владимир Денисович Чепурнюк, командир отделения разведывательной роты 

– Война застала моего двоюродного прадедушку Владимира Денисовича в 16-летнем возрасте, – рассказывает специалист по управлению персоналом эксплуатационного локомотивного депо Сенная Ольга Габдулина. – В Красную Армию его призвали в 1943 году. Свой боевой путь он начал в составе воинских подразделений Ленинградского фронта и быстро стал командиром отделения разведывательной роты 23-й инженерной бригады. 

В 1944 году он с сослуживцем отправился в разведку. Немцы заметили их и открыли огонь. Красноармейцы были ранены. Владимир Денисович быстро пришёл в себя и, несмотря на контузию,  смог вынести товарища с поля боя и спасти ему жизнь. За личное мужество и героизм прадедушке вручили медаль «За отвагу». Эта награда высоко ценится у фронтовиков. 

Прадедушка успел принять участие и в разгроме войск милитаристской Японии – в 1945 году его перевели на Дальний Восток. Домой Владимир Денисович вернулся намного позже тех, кто сражался с противником в Германии. За большие заслуги в обороне СССР он был награждён орденом Красной Звезды.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31