11 августа 2020 16:24

11 августа 2020 16:24

Знания проверены временем

Саратовскому техникуму железнодорожного транспорта 8 мая исполняется 120 лет

За годы своего более чем векового существования учебное заведение неоднократно меняло статус, расширялся перечень направлений подготовки, росло число обучающихся и сотрудников. Неизменным оставалось и остаётся одно – высокий уровень знаний и навыков выпускников, способных решить любую задачу, стоящую перед транспортной отраслью.
История техникума неразрывно связана с историей стальной магистрали: сначала Рязано-Уральской, а затем – Приволжской. Рост протяжённости железной дороги вызвал острую потребность в обслуживающем персонале. Это и подвигло правление Общества РУЖД в 1895 году обратиться в учебный отдел министерства путей сообщения с просьбой о строительстве в Саратовском регионе РУЖД технического училища. В докладной записке подчёркивалось, что отсутствие в районе дороги профильного учебного заведения ограничивает возможности в подготовке квалифицированных кадров.

На принятие решения ушло около пяти лет. Приказом министерства путей сообщения от 8 мая 1900 года было объявлено об открытии в Саратове технического железнодорожного училища для подготовки техников 2-го разряда по двум специальностям: тяговой и путейской. Учреждение содержалось за счёт средств города и владельцев РУЖД, которые ежегодно отчисляли на эти цели по 15 руб. с версты пути.

В 1900–1901 учебном году открылся первый класс. В нём обучались 30 детей железнодорожных служащих в возрасте 14–18 лет. В 1901–1902-м – второй. Учебный курс был рассчитан на три года. После предусматривалась обязательная двухлетняя практика, по окончании которой выдавалось свидетельство. Образовательный процесс проводился по унифицированным программам подготовки. Особое внимание уделялось преподаванию черчения, математики и работе в учебных мастерских.

Улучшалась учебно-производственная база училища. Уже к концу 1902 года были приобретены токарные станки, строгальная машина, точильный прибор. Служба телеграфа РУЖД в 1903-м пожертвовала училищу коллекцию предметов для изучения электротехники, в том числе динамо-машину, телеграфный аппарат, предохранители, рубильники, выключатели.

Приказом министерства путей сообщения от 17 июля 1900 года за № 98 начальником Саратовского железнодорожного училища назначен коллежский советник, кандидат математических наук Тихон Петрович Громов. Он сформировал квалифицированный педагогический коллектив, в котором большинство преподавателей имели высшее образование. Руководитель придавал большое значение эстетическому воспитанию учащихся. В училище даже был духовой оркестр.

Первый выпуск молодых техников состоялся в 1905 году. В 1906–1907 учебном году в училище открылись параллельные классы, благодаря чему количество учащихся возросло на 65 человек. Через восемь лет занятия посещали уже 155 слушателей.

Низшее техническое железнодорожное училище в 1917 году преобразовали в Саратовское среднее техническое училище, которое производило набор на три отделения: строительное (гражданские сооружения), механическое (паровозная тяга), электротехническое (сильноточники). Приём учащихся осуществлялся на базе 7 классов. Срок обучения составлял четыре года. В программе подготовки была предусмотрена обязательная двухлетняя производственная практика, после которой присваивалось звание техника 1-го разряда.

С 1922-го по 1938 год учебное заведение неоднократно реорганизовывалось. С конца 30-х годов оно стало называться Саратовским механическим техникумом железнодорожного транспорта. В 1940 году его возглавил Михаил Игнатьевич Галкин.

Накануне Великой Отечественной войны техникум занимал три двухэтажных здания. В I и III корпусах располагались учебные кабинеты и мастерские, во II – общежитие, спортивный зал, библиотека, актовый зал, столовая. Кроме того, было два деревянных здания, где жили учащиеся и некоторые сотрудники. Для электроснабжения учебных корпусов коллектив техникума своими силами построил маломощную электростанцию.

В годы войны более 100 студентов и преподавателей добровольцами ушли на фронт. На базе техникума организовали призывной пункт, а также разместили эвакуированные железнодорожный техникум из Гомеля, Елецкий техникум и Саратовский строительный техникум. Занятия велись в три смены.

Шли годы, возникали новые задачи. В 1956 году открылось отделение «Паровозное хозяйство», в 1961-м – «Проводная связь на железнодорожном транспорте», в 1969-м – «Радиосвязь и радиовещание». В декабре 1962 года директором теперь уже Саратовского железнодорожного техникума стал Серафим Васильевич Садилов, выпускник Московского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1992 году было открыто отделение «Электроснабжение». В 2009-м появилась специализация «Вагонное хозяйство». В 2016-м учебное заведение переименовано в Филиал СамГУПСа в г. Саратове. Сегодня это одно из крупнейших учебных заведений среднего профессионального образования в Саратовской области.
Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31