09 августа 2020 20:25

09 августа 2020 20:25

Первая линия

Сегодня, 25 марта, исполняется 155 лет с начала строительства Рязано-Козловской железной дороги. Её появление стало отправной точкой в истории Рязано-Уральской магистрали.
Решение о прокладывании новой железнодорожной линии было принято вопреки всем проблемам, которые на тот момент существовали в экономике. Так, испытывавшее серьёзные финансовые трудности Общество Московско-Са­ратовской железной дороги попросту не имело средств на её строительство.

После того как пост председателя правления Общества занял Павел фон Дервиз, был принят ряд антикризисных мер. Инициатива энергичного предпринимателя позволила обеспечить Обществу стабильный приток денежных средств. В соответствии с ней гарантом выплат акционерам выступала не компания, а государство. В условиях стремительного развития железнодорожной отрасли эта схема была наиболее выгодной для инвесторов.

Значительная часть суммы, направленной властями на возведение первой линии будущей Рязано-Ураль­ской магистрали, была получена в результате продажи Аляски. По истечении определённого договорами срока построенная на основе государственно-частного партнёрства дорога переходила в пользование государства, однако часть прав на получение прибыли оставалась за компанией-стро­ителем. Чуть позже, уже в 1880-е годы, подобная схема станет ключевой при создании не только крупных железнодорожных линий, но и узкоколеек.

Одобрение на выдачу концессии было получено 12 марта 1865 года. Ценные бумаги были буквально сметены на биржах за два дня торгов. Помимо отечественных капиталистов, их держателями стало немало иностранцев. Этому способствовали активные действия некоторых немецких банкиров.

Ветка протяжённостью 198 вёрст прокладывалась со скоростью, которую можно поставить в пример даже современным строителям. Чтобы связать стальной колеёй Рязань и Козлов (ныне – Мичуринск), понадобилось всего полгода. Не заставил себя ждать и первый поезд – уже в начале сентября было открыто сквозное движение. Дорога одной из первых в стране заказала паровозы немецкого производства – трёхосные локомотивы завода Борзиг. Они отличались высокой надёжностью.

Вдоль новой железной дороги быстро вырастали многочислен­ные станции и посёлки. В 1868 году завершилась прокладка телеграфной линии – стало возможным отправить телеграмму из Москвы в Козлов.

Доходы от эксплуатации магистрали стремительно росли: если 1867 году они чуть превышали 6,7% на акционерный капитал, то в 1869-м – 18%. Столь быстрый скачок объясняется тем, что дорога прошла по бывшему гужевому пути на Москву. До появления стальной магистрали в Козлов свозился хлеб с окрестных деревень в радиусе до 200 вёрст, после чего централизованно отправлялся в Москву. Теперь зерно отгружали не только на конечной станции. Это способствовало увеличению объёма поставок – в первом году было отправлено около 4 млн пудов, а уже на третий год работы магистрали погрузка превысила 8 млн пудов.

Рязано-Козловская магистраль стала од­ной из первых, где были уложены вторые пути. Они возводились на заранее заготовленной насыпи – строители предусмотрели рост объёмов перевозок. Спустя четверть века после создания, в 1891 году, Общество Рязано-Козловской железной дороги выступило с инициативой объединения всех имеющихся линий под началом Общества Ря­зано-Уральской дороги. В летописи истории Рязано-Козловской железной дороги была поставлена точка.
Алексей Белых
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31