11 июля 2020 08:31

11 июля 2020 08:31

фото: Татьяна Волченко

Условное происшествие

Приволжане отработали порядок действий в чрезвычайной ситуации

Станция Красавка в минувшую среду, 18 марта, превратилась в тренировочный полигон. С 8.00 до 11.00 там проходили комплексные командно-штабные учения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов локального характера совместными усилиями специалистов профильных служб Приволжской магистрали, Аткарского района, ГУ МЧС России по Саратовской области.
– К решению поставленных задач были привлечены бригады восстановительного поезда № 11 станции Саратов-2, пожарного поезда станции Аткарск, начальник станции Аткарск-Красавка, аварийные бригады ПЧ-14, ВЧДЭ-14, ПЧ ИССО, ДТВ, ШЧ-7, ЭЧ-4, РЦС-4, ТЧЭ-11, медики, отряд ведомственной охраны, экологи Приволжской железной дороги, – поясняет главный инженер Дирекции аварийно-восстановительных средств Владимир Ковалёв.

Согласно легенде учений, в 06.38 в ходе проведения маневровых работ на втором пути станции Красавка произошёл сход железнодорожной цистерны с нефтью с последующей разгерметизацией и утечкой груза. Находящийся поблизости составитель поездов по рации сообщил об аварии дежурному по станции. Последний сразу приостановил движение составов в направлении данного участка, оповестил о случившемся начальника станции, поездного диспетчера, от них информация лучами разошлась по причастным инстанциям и службам. К месту происшествия выдвинулись восстановительный и пожарный поезда, специалисты Центра охраны окружающей среды Приволжской магистрали, медработники, отряд Саратовского центра «ЭКОСПАС».

Главный инженер ДАВС Владимир Ковалёв, назначенный ответственным за ходом всей операции, объявил о начале учений по ликвидации ЧС и его последствий. Сначала было осуществлено обвалование зоны аварии бульдозером Т35.01, установлена подпорная стенка. Так спасатели предотвратили дальнейшее распространение неф­тепродуктов по земле и загрязнение почвы в полосе отвода.

Одновременно с земляными работами на котёл цистерны установили магнитную шайбу. Герметизирующее устройство помогло остановить условную течь. Однако в эпицентре события образовался очаг возгорания. Боевой расчёт пожарного поезда станции Аткарск развернул специализированное оборудование.

– Мы действовали слаженно и оперативно – сказались регулярные тренировки, ежегодная отработка навыков в ходе комплексных учений. В нашей команде мало новичков, большинство ребят – опытные, хорошо знакомые с задачами программы. Хотя в этом году она была усложнена. Если ранее очаг возгорания был условным, то теперь – реальным. Для охлаждения цистерны приходилось подавать воду не один, как прежде, а четыре раза. От разлетевшихся искр, согласно легенде, загорелась трава в полосе отвода. Для тушения пожара потребовалось около 30 тонн воды, – говорит заместитель начальника Саратовского отряда ведомственной охраны по пожарно-технической части Игорь Уваров.

В ходе операции один из работников ведомственной охраны получил условные ожоги. Медики оказали пострадавшему первую помощь, эвакуировали его в медучреждение города Аткарск.

Между тем к делу вновь приступили работники восстановительного поезда. Им предстояло установить на путь сошедший с рельсов вагон.

– Для этого в ходе учений был задействован кран ЕДК 1000/4 грузоподъёмностью 125 тонн. Но перед этим нам пришлось обрезать металлические детали вагона, находящиеся вне габарита, мешавшие подъёму и транспортировке цистерны. Чтобы сделать это, в текущем году мы впервые использовали газорезательное оборудование, – пояснил начальник ВП-11 Александр Глазков. – В учениях наш коллектив участвует уже шестой раз. Каждый из 15 человек чётко справился с заданием.

Параллельно специалисты восстановительного поезда выполняли работы по испытанию приспособления на бульдозере Т-35.01 для перемещения вагонной тележки.

Затем прибывшая на полигон команда «ЭКОСПАС» провела разведку местности с применением газоанализаторов. Задействовав нефте­сборные системы, ёмкости временного хранения, они собрали разлившиеся нефтепродукты, перекачали их в свободные резервуары. После этого с помощью скребков и лопат в зоне условного загрязнения очистили поверхность грунта. Условно загрязнённый грунт с помощью автотехники ДТВ был доставлен в специализированные места для утилизации.

Сотрудники саратовского центра охраны окружающей среды произвели забор проб воздуха и почвы, дали заключение о дальнейшем принятии мер оперативным штабом.

Операция была завершена. Подводя итоги учений, Владимир Ковалёв отметил слаженность при выполнении действий.

– Совместные комплексные учения проверяют готовность командного состава, исполнителей и технических средств оперативно реагировать и проводить необходимые аварийно-восстановительные мероприятия в случае внезапной чрезвычайной ситуации, – отметил Владимир Сергеевич. – Мы увидели, как взаимодействуют при разливе нефти и нефтепродуктов профильные службы железной дороги, ведомственные учреждения Саратовской области. В общей сложности в мероприятии были задействованы около 80 человек.

Комплексные учения проводятся ежегодно в каждом территориальном управлении железной дороги. Согласно разработанному и утверждённому руководством компании графику, масштабная тренировка в I квартале была организована для сотрудников Саратовского региона. Во II квартале эстафету подхватят астраханцы, в III – волгоградцы.

Кроме этого, у приволжан с прошлого года появилась возможность отработки навыков по использованию техсредств, современных технологий спасательных работ на специальных тренировочных полигонах.

– Должное внимание уделяем отработке навыков по подъёму тягового подвижного состава. Для этих целей планируем задействовать четыре секции списанных тепловозов и электровозов, – уточняет Владимир Ковалёв.

Специализированные полигоны были оборудованы на грузовых дворах станций Трофимовский-2, Кутум, Волжский, Авилово, Ершов, а также на территории щебневой базы Приволжской дирекции по ремонту пути.
Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31