17 февраля 2020 22:33

17 февраля 2020 22:33

фото: Наталья Харина

Мостовых дел мастер

Большую часть из своих 90 лет Валентина Степановна Горяченко занималась тяжёлой, неженской работой. Будучи подростком, она испытала все тяготы военного времени и самоотверженного труда в тылу. После войны посвятила себя работе на стальной магистрали.
Родилась Валентина Степановна в 1929 году в селе Сосновая Маза Хвалынского района Саратовской области. Детство её было омрачено началом Великой Отечественной войны. Как и многие ровесники, она, двенадцатилетняя девчушка, трудилась в колхозе: пасла овец и свиней, выполняла работу в поле и на огороде. Приходилось нелегко: в военное время на колхозы была возложена ответственная миссия – обеспечивать продовольствием армию. На поля выходили все, скидок на возраст и пол никому не делали.

Основная часть техники была передана фронту. Для оставшихся тракторов и комбайнов не хватало топлива и запасных деталей, поэтому вновь появились примитивные плуги, сохи, серпы и другие орудия ручного труда.

В 1944 году 15-летнюю Валю забрали в школу фабрично-заводского обучения, где готовили рабочих массовых профессий для различных отраслей промышленности. В течение девяти месяцев она училась на электромонтёра, после чего её направили на Вольский цементный завод «Комсомолец» мотористкой в насыпной цех.

Там хрупкой девчонке доверили восемнадцать мощных агрегатов. Чтобы дотянуться до рубильника, запускающего заводское оборудование, пришлось сделать специальную скамеечку, на которую она взбиралась по ступенькам. Как-то раз у одной из машин сгорел мотор, из зарплаты Валентины удержали 500 руб­лей. Тогда она решила перейти в грузчики. Каждый день девушка загружала вагоны кулями с цементом. Одна такая упаковка весила 50 килограммов – почти столько же, сколько и сама девушка. Но как бы не было тяжело, грузчица закидывала куль на плечо и несла.

После войны тоже жилось несладко. В октябре 1948-го Валентина приехала в Астрахань, где жил её дядя с семьёй. Вместе с сестрой они приступили к работам на строительстве железнодорожного моста через Волгу, который эксплуатируется и по сей день.

– Я участвовала в его строительстве начиная с первой опоры на берегу, – говорит Валентина Степановна. – Было нас в бригаде двенадцать девчат. Мы рыли траншеи, забивали сваи, размешивали цемент. Тяжело приходилось, особенно зимой, долго болели мозоли размером во всю ладонь. Строили в три смены, не останавливаясь ни на секунду. Так я и проработала там три года и три месяца. Сдали мы объект накануне Международного женского дня, 7 марта 1952 года.

Когда строительство завершилось, все стали разъезжаться, а Валентина осталась, потому что именно на железной дороге встретила свою любовь – мужа Сергея. Вместе они налаживали нехитрый быт в жилом бараке, где поселились. В 1960 году после рождения двух дочерей женщина пришла в Астраханскую дистанцию пути.

– Планировала устроиться на мост, который сама же возводила, но оказалось, что для этого нужен путевой стаж не меньше двух лет. Тогда пошла в монтёры пути. Нашими инструментами были кувалда, молоток, ключ, лом, кирка, подбойка. Вручную меняли и рельсы, и шпалы, обслуживали путь на участке от станции Трусово до станции Кутум, – вспоминает Валентина Горяченко. – Спустя шесть лет я всё-таки перешла на должность мостового обходчика. У нас снова собрался женский коллектив. Несмотря на это, делали всю тяжёлую работу: смазывали и докручивали болты, добивали костыли, шпатлевали брусья. Этому делу я посвятила 28 лет жизни.
Наталья Харина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29