18 февраля 2020 04:08

18 февраля 2020 04:08

фото: Любовь Каретникова

Обоюдная выгода

Приволжская магистраль расширяет взаимодействие со внешней инновационной средой

Ежегодно 8 февраля отмечается День российской науки. В Астраханской, Волгоградской и Саратовской областях расположено более 300 центров инновационной деятельности: вузы, технопарки, кванториумы. Многие из них предлагают холдингу эффективные решения сложившихся технических и технологических проблем. Наше интервью – о сотрудничестве магистрали с внешней инновационной средой.
султанов.jpg Руслан Султанов, заместитель начальника службы технической поли­тики Приволжской железной дороги

– Руслан Бисолтович, контакты с научными центрами начались в 2018 году. Сколько рамочных соглашений подписано на сегодняшний день?

– В общей сложности 55. Из них 25 – с представителями Волгоградского региона, 20 – Саратовского, 10 – Астраханского. С момента выездного совещания главных инженеров, состоявшегося в ноябре минувшего года в Волгограде, в адрес Приволжской железной дороги поступило более 20 заявок с предложением взаимодействия.

 Предприятия предлагают нам ознакомиться со своей производственной базой и продуктовыми линейками. Так, например, во время посещения Саратовского завода приборостроения имени Серго Орджоникидзе нам были продемонстрированы устройства автоматики, радио- и проводной связи, измерительные приборы. Всё это выпускается для военной промышленности, но может быть перепрофилировано для стальной магистрали. В середине февраля планируем очередную встречу с заводчанами для более детального рассмотрения существующих на дороге проблем и возможностей их решения.

– С какими предприятиями наметилось аналогичное сотрудничество?

– На Приволжской магистрали в этом году пройдёт сетевая школа инновационной деятельности. Очередной выездной совет главных инженеров намечен на март. Он состоится в Волгограде. В рамках подготовки к нему нам предстоит посетить Волжский трубный завод, АО «Волжскрезинотехника», Волжский абразивный завод, крупные предприятия нефтехимического комплекса в Красноармейском районе, ПО «Аквамаш», Камышинский и Урюпинский крановые заводы. Сделали запрос «Эр-Телеком холдинг» в Саратове, саратовские филиалы АО «Росэлектроника», АО «Алмаз». На обращение по поводу о совместной работы внешние инновационные центры откликаются активно. Они заинтересованы в новых заказах.

– Сколько уже сделано на данный момент?

– В профильный департамент компании направлено пять крупных проектов по ранее заключённым соглашениям о сотрудничестве с СГУ имени Н.Г. Чернышевского, ВолгГТУ, АГУ для включения в план научно-технического развития компании на текущий год. Их сметная стоимость составляет около 100 млн руб.

Саратовский госуниверситет разработал проект автоматизации перевозки тяжеловесных грузов по железным дорогам Российской Федерации. Эта программа даёт возможность сделать точный расчёт сроков доставки грузов исходя из внесённых в неё параметров, в том числе маршрута, негабаритных размеров, скоростных ограничений. Автоматизированная система позволит уменьшить срок расчётов с 2–4 недель до 2 дней.

Волгоградский технический госуниверситет представил два проекта для ДАВС. Они направлены на сокращение времени и трудозатрат на выполнение аварийно-восстановительных работ. Так, к выпуску в рамках опытной партии готовится аппарель для подъёма тракторной техники на платформу. На выполнение этой технологической операции требуется около часа. С помощью нового устройства это можно будет сделать за 10–15 минут.

Кроме этого, департамент безопасности компании одобрил изготовление опытного варианта устоев под кран из полимерных композитных материалов. Под одну опору крана сегодня укладывается до 40 шпал по 80 кг каждая. Половина из них по завершении работ становится непригодной для повторного использования. Полимерная доска более прочная и надёжная в эксплуатации. Она весит 5 кг и успешно справляется с большой нагрузкой. Срок её службы исчисляется годами.

Астраханский госуниверситет предложил проект по разработке системы энерго­снабжения на основе подповерхностных электромагнитных генераторов для питания низковольтных потребителей. Так, в рамках реконструкции вокзала в Астрахани в тоннеле предполагается установить устройство, генерирующее электричество от кинетической энергии пешеходов. Его расход будет контролировать конденсатор в зависимости от уровня освещённости.

– Какие проблемные вопросы планируется решать в рамках сотрудничества с инновационными центрами?

– На Приволжской как минимум 50 актуальных проблем, требующих решения за счёт применения современных технических средств и технологий. Среди них – учёт, контроль и снижение расхода ТЭР, автоматизация, мониторинг и удалённое управление оборудованием и производственными процессами, применение технологии «Умный дом», возобновляемых и автономных источников энерго­снабжения.

На сегодняшний день мы получили 15 результативных решений. При этом девять проектов отправлены в профильный департамент компании для рассмотрения.

Для реализации стартапов на полигоне Приволжской дороги во II квартале текущего года планируется создать специальную площадку – отдел инновационных разработок. Он будет отвечать за финансирование отобранных проектов, в том числе и за счёт средств ОАО «РЖД».
Беседовала Татьяна Волченко

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29