18 февраля 2020 04:42

18 февраля 2020 04:42

фото: Глеб Хрусталёв

История под стук колёс

В 75-ю годовщину Победы на маршрут выйдет обновлённый ретропоезд «Воинский эшелон»

Ретропоезд «Воинский эшелон» готовится отправиться в путешествие по Приволжской магистрали. В год юбилея Победы увеличится не только количество станций, на которых он побывает, но и число экспонатов. На минувшей неделе в ремонтное вагонное депо Аткарск поступили на текущий ремонт платформы. На них впоследствии будет установлена военная техника. Кроме этого, на предприятии оборудуют дополнительный вагон, в котором разместится новая экспозиция.
Ретропоезд «Воинский эшелон» сформировали на Приволжской железной дороге два года назад. В 2018-м он посетил 28 станций, в 2019-м – 33. В этом году запланировано около 50 остановок. Первую он совершит 9 апреля в Астрахани. В числе новых точек маршрута – станции Татищево, Мокроус, Ильмень, Ададурово, Трусово, Филоново и другие.

Состав поезда пополнит вагон-музей. В нём разместится продолжение экспозиции, представленной в вагоне-теплушке. Узнать подробнее о годах войны позволят репродукции картин и агитационных плакатов времён Великой Отечественной. Посетители увидят и ростовую фигуру в железнодорожной форме начального периода войны, и макеты вооружения. Информацию о трудовых и фронтовых подвигах железнодорожников можно будет прочесть на плакатах с воспоминаниями ветеранов. Их дополнят фотографии военных лет, расположенные на стендах. Все экспонаты отбираются с особой тщательностью и проверяются на соответствие историческому периоду.

– Вагон-музей органично впишется в общую концепцию «Воинского эшелона». Мы сделаем его из современного вагона. Чтобы его внешний вид максимально соответствовал военному периоду, он пройдёт процедуру искусственного состаривания. Внутри смонтируем полки и стеллажи для экспонатов, – рассказал главный инженер ремонтного вагонного депо Аткарск Олег Лазарев. – Благодаря новой подвижной единице ретропоезд приобретёт законченный вид. Он станет максимально похожим на поезда, которые были задействованы в воинских перевозках.

Как сообщили на предприятии, исторический облик, характерный для железнодорожной техники середины прошлого века, придадут и остальным поступившим на ремонт подвижным единицам.

– К нам доставлено семь платформ для размещения экспонатов музея боевой славы Волгограда и два вагона, – пояснил Олег Лазарев. – Мы проводим оценку работоспособности узлов и агрегатов. Ретропоезду предстоит длительный рейс по Саратовской, Волгоградской и Астраханской областям, поэтому необходим особый контроль за его состоянием. Уже завершён ремонт одной из платформ. Масса боевых машин достигает 40 тонн, и подвижная единица должна быть готова к такой нагрузке.

Завершить работы на предприятии планируют к середине марта. После этого вагоны и платформы передислоцируют в Волгоград. Там «Воинский эшелон» дополнят техникой.

– Представленные в составе поезда экспонаты уникальны, – рассказал начальник подразделения по сохранению исторического наследия Приволжского центра научно-технической информации и библиотек Владимир Бударин. – Несмотря на наличие интернета и прочих источников информации, возможность прикоснуться к живой истории или подержать в руках предметы военного времени всегда будет вызывать интерес как у молодёжи, так и у представителей старшего поколения.

Передвижную выставку Приволжская железная дорога организует совместно с музеем-заповедником «Сталинградская битва» и «Российским военно-историческим обществом». Как и в прошлом году, одним из её экспонатов станет легендарный танк Т-34/76 образца 1943 года. До наших дней дошло не более 70 таких машин. Почётное место в экспозиции займёт система залпового огня БМ-13, известная как «Катюша».

Широко будут представлены и артиллерийские системы. В частности, гаубица М-30, которую приняли на вооружение в далёком 1938 году. Она до сих пор остаётся одним из лучших орудий в своём классе. Посетители выставки увидят гаубицу-пушку МЛ-20, противотанковую пушку ЗиС-3 и оценят калибр «Сталинской кувалды» (так называлась пушка БР-4).

– Экспонаты полностью готовы к отправке в составе ретропоезда, – рассказала заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Светлана Аргасцева. – После прошлогодней поездки проведена детальная проверка и реконструкция каждой из машин и орудий, которые скоро займут свои места на платформах.

Прочувствовать на себе суровый армейский быт той поры можно будет при посещении вагона-теплушки. Он воссоздан в строгом соответствии с историческими образцами. Интерьер реконструирован в мельчайших деталях – установлены нары для размещения личного состава, пирамиды для хранения оружия и неизменный атрибут вагона-теплушки – чугунная печка-буржуйка.

– В прошлом году мы оснастили все экспонаты QR-ко­дами, благодаря которым каждый сможет узнать о том или ином орудии и его роли в годы Великой Отечественной войны, – отметил Владимир Васильевич. – Самые длинные очереди выстраиваются из желающих попасть в кабину паровоза. Далеко не у каждого человека есть возможность увидеть эти локомотивы не на постаменте, а непосредственно в движении.

Паровозы также готовятся к длительному турне. Самый старый действующий локомотив Приволжской магистрали Эр №797-41 прошёл капитальный ремонт.

– В прошлом году он был направлен в эксплуатационное локомотивное депо им. Ильича в Москве для проведения необходимых регламентных работ. Это одно из немногих предприятий, специализирующихся на проведении капитального ремонта таких локомотивов. Машина получила необходимое обслуживание и готова к рейсам, – отметил начальник технического отдела эксплуатационного локомотивного депо Сенная Вадим Кулиев.
Алексей Белых

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29