17 января 2020 16:42

17 января 2020 16:42

фото: Алексей Белых

О безопасности и инновациях

Представители путевого хозяйства обменялись предложениями по повышению безопасности производственных процессов

В Волгограде 20–21 ноября прошла сетевая школа передового опыта для специалистов по охране труда. Обсуждались темы обеспечения безопасных условий труда, предупреждения производственного травматизма, повышения качества технической учёбы на предприятиях путевого хозяйства.
четверг_центр_1.jpg Анара Саламатова, ведущий специалист по охране труда службы пути Приволжской дирекции инфраструктуры

– Анара Султановна, расскажите, кто принял участие в работе сетевой школы?

– В мероприятии участвовали представители всех 16 дорог, ответственные за производственную безопасность на предприятиях путевого комплекса. Площадка для его проведения была выбрана неспроста: недавно коллеги из Волгоградской дистанции пути заняли первое место в смотре-конкурсе на лучшее структурное подразделение в области охраны труда. В первый день работы мы ознакомились с восемью докладами, в которых была дана всесторонняя оценка обеспечению безопасности в структурных подразделениях.

Второй день прошёл на дискуссионных площадках в формате круглых столов. На них, в частности, обсуждалось внедрение автоматизированных систем ограждения места работ по текущему содержанию железнодорожного пути, оповещающих о приближении подвижного состава.

Большой интерес вызвали инновации, представленные коллегами с Октябрьской магистрали. Они направлены на предотвращение случаев травмирования работников на производстве. Поговорили и о причинах производственного травматизма, слабых местах в организации деятельности по его предупреждению. Помимо этого, шла речь о внесении изменений в АСУ «Замечания машинистов» и о спецодежде.

– Что, по статистике, стало самой распространённой причиной травмирования за последнее время?

– Согласно информации, озвученной главным инженером Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры Дмитрием Бурковым, чаще всего работники получали травмы из-за личной неосторожности. Однако степень нанесённого здоровью ущерба здесь, как правило, невелика. Наиболее тяжёлые повреждения стали следствием неудовлетворительной организации технологического процесса.

– Среди представителей каких профессий отмечается наиболее высокий уровень производственного травматизма?

– Согласно данным за период с 2013 по 2019 годы, в зоне особого риска – профессия монтёра пути. Несвоевременность или халатность при выставлении ограждения пути нередко становились причинами наезда подвижного состава на путейцев. Представленная статистика продемонстрировала наличие определённой цикличности в возникновении травматических случаев. Так, максимальные значения приходятся на март и период с июля по август.

– Какие меры принимаются на сети для снижения риска получения работниками травм?

– В целях повышения безопасности проведения работ было предложено использовать специальный мобильный комплекс «Стрелец». В настоящее время эта техническая новинка проходит опытную эксплуатацию на Октябрьской железной дороге, где демонстрирует высокую эффективность.

– Как работает данный мобильный комплекс?

– Устройство представляет собой компактный прибор, выполненный в виде наручных часов. Оно оповестит о приближении поезда по радиосигналу. Банальная невнимательность нередко становилась причиной гибели целых бригад. Внедрение таких электронных помощников позволит исправить ситуацию. Тем не менее слепо полагаться на гаджет нельзя и говорить о повсеместном переходе на новую технологию работы пока рано. Так, из-за помех в радиосвязи порой происходит ложное срабатывание. Иногда сигнал приходит с задержкой. Да и человеческий фактор при этом полностью не исключён. Сейчас специалисты работают над устранением вышеуказанных недостатков.

– Планируется ли внесение изменений в действующую АСУ «Замечания машинистов»?

– Сегодня все нарушения путейцев, которые могут быть выявлены как локомотивными бригадами, так и представителями других служб, фиксируются в специальной программе. Однако системная ошибка, из-за которой данные искажаются, не позволяет оценить картину полностью. Изменения, которые нужно внести, должны основываться на анализе грузонапряжённости и грузопотоков. Это позволит сделать данные в программе более объективными.

Существующая практика нередко порождает проблему в оценке безопасности на том или ином участке. Например, те перегоны, по которым проходит большое количество пар поездов в сутки, и те, где это значение невелико, в результате отсутствия градации будут демонстрировать высокие показатели опасности, что в корне неверно. Таким образом, изменив алгоритм работы, мы получим чёткое представление о количестве нарушений, и на основании этого будет возможным принять необходимые меры.

– Ранее вы упомянули, что в ходе круглых столов обсуждалась спецодежда работников. Речь шла об отдельных элементах экипировки?

– Да, предметом обсуждения стали головные уборы сигналистов. Сейчас путейцы используют резинотканевую ленту со светоотражающей вставкой, которая одевается поверх шапки. Это не очень удобно, и существует риск забыть данную деталь. Как следствие, машинисту будет сложно увидеть сигналиста с большого расстояния. Была предложена модель шапки, в которую уже вшиты необходимые вставки.

– В последнее время уделяется много внимания вопросам непроизводственного травматизма. Были ли выдвинуты новые идеи и концепции, призванные снизить число случаев травмирования граждан на объектах железнодорожной инфраструктуры?

– Несомненно, тема очень актуальная. Железнодорожники Приволжской магистрали регулярно организовывают профилактические занятия со школьниками. Работа ведётся и с жителями домов, расположенных в непосредственной близости от путей. Это даёт положительные результаты.

Стратегия дальнейшего развития предполагает разработку специального раздела в рамках школьного курса обеспечения безопасности жизнедеятельности. Было предложено размещать информационные материалы в виде социальных роликов на телевидении и радио. Необходимо понимать ценность человеческого капитала, его уникальность и работать на предупреждение его потерь.
Беседовал Алексей Белых

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30