21 ноября 2019 03:29
21 ноября 2019 03:29
фото: Илларион Чапны

Жизни ровная колея

Ветеран Великой Отечественной войны Пётр Колчин, посвятивший стальной магистрали около 40 лет, готовится отметить юбилей

Завтра, 9 ноября, почётному работнику Приволжской железной дороги Петру Колчину исполнится 95 лет.
– Я не люблю отмечать дни рождения, но в этот раз особый случай: надо собраться всей семьёй за большим столом, пора планировать праздник в честь векового юбилея, – улыбается Пётр Дмитриевич.

Несмотря на возраст, ветеран сохраняет завидную бодрость и оптимизм. Охотно посещает городские, областные мероприятия, участвует во всероссийских акциях.

– Частенько прокручиваю в памяти события минувших дней. Анализирую. Бывает, выступаю ревизором своих мыслей. Жизнь не скупилась на испытания. А утешением для меня всегда были воспоминания о детстве, – делится собеседник.

Он родился в селе Козловка Пензенской области. Он первенец у Дмитрия Михайловича и Марии Всеволодовны. Позже в семье появилось ещё двое детей. Маленькие Колчины были дружны между собой. Помогали родителям по хозяйству. Сельский труд воспитывал в них ответственность и смекалку. Старший сын рос хватким и сообразительным.

– Новые знания мне давались легко. В школьном аттестате – четвёрки и пятёрки. Только физкультура с отметкой удовлетворительно. Часто сбегал с этого урока. Так что тройки получал не за способности, а скорее за дисциплину, – шутит юбиляр.

По окончании десяти классов юноша намеревался продолжить обучение в среднем специальном или высшем учебном заведении. Мама советовала получить педагогическое образование. Но при всём уважении к профессии учителя Пётр в ней себя не видел. Его привлекала стезя военного. И ничего, казалось бы, не мешало воплотить задуманное. Оставалось сделать выбор: стать лётчиком или танкистом. Но в 1937-м репрессировали отца. По тем временам этого было достаточно для отказа абитуриенту в поступлении в техникум или вуз.

Торжество по случаю выпуска из школы состоялось в конце мая 1941 года. Через месяц началась Великая Отечественная война.

– Мне было 16 лет. Друзья, что постарше, один за другим уходили на фронт. Та же участь ожидала чуть позже и нас, – говорит ветеран.

Но перед этим ему предстояло окончить школу фабрично-заводского обучения. Такие учреждения создавались для подготовки молодёжи, заменяющей работников, призванных на огневые рубежи. Колчин записался в группу токарей. Первые два дня по прибытии в Пен­зу на учебную базу новобранцы ходили по цехам, знакомились со спецификой производственного процесса. А затем их разделили: тех, кто окончил десятилетку, отправили на курсы железнодорожного профиля.

– Через полгода я был аттестован поездным кондуктором. Документ получил с отличием! – рассказывает собеседник.

Его трудовая биография началась в 1942 году в Мордовии на станции Рузаевка. И профессия, и условия работы молодому специалисту пришлись по душе. Помимо хорошего жалованья, сотрудников снабжали в каждый рейс 200 граммов колбасы, хлебом, сахаром и чаем. Однако ставший привычным рабочий график в одночасье был нарушен: пришла повестка в военкомат. Эшелон доставил призывников в Ярославль. Там в течение четырёх месяцев они проходили военную подготовку.

– Поскольку у меня была железнодорожная специальность, распределили в дивизион бронепоездов. Он входил в 4-ю ар­мию Волховской группы войск Ленинградского фронта. Служил на легендарном «Сталинце» штурвальным. Моя задача заключалась в установке и фиксации на платформах артиллерийских орудий, – поясняет ветеран.

Боевое крещение Петра Колчина произошло на Волховском фронте.

– Мы стояли на станции Будогощь. Местность там болотистая. У реки Волхов скопилось много немецкой техники. Понтонный мост не был вовремя готов для её переправы. Командир отдал приказ нанести удар по хвосту колонны. Немцы запросили помощь авиации. Один из самолётов нам удалось подбить. Он упал и взорвался. Чуть позже мы обнаружили лётчика, доставили его в штаб. Начальство поблагодарило нас за успешно выполненную операцию, – вспоминает Пётр Дмитриевич.

В этом бою Колчин получил ранение. Вскоре дивизион перебросили на Курское направление.

– Под Курском мы выступали уже в составе полка, – продолжает герой очерка. – В один из дней на город был совершён массированный налёт. Кварталы пылали в огне. Когда бомбёжка прекратилась, нас, 18–19-летних, отправили разминировать участок. Грунт приходилось разгребать вручную, чтобы не задеть часовой механизм снарядов. Извлекли и обезвредили три бомбы весом по 500 кг.

После битвы на Курской дуге железнодорожные составы вновь перебросили под Ленинград для снятия блокады. Позже дивизион передали 1-му Белорусскому фронту. Он с каждым днём продвигался всё дальше на Запад.

– В Берлин вошли 4 мая. Остановились в самом сердце немецкой столицы – Руммельсбурге. Через четыре дня по радио объявили о капитуляции Германии. Весть о победе – долгожданная и пьянящая – разнеслась по полкам в одночасье, – делится ветеран.

Война закончилась. Началось расформирование бронепоездов. Пётр Колчин был переведён в дорожно-эксплуатационный полк. Трофейным командам предстояло подавать вагоны к заводам Берлина и Потсдама, в них грузили станки для производства техсредств и отправляли в Россию.

– Два года я провёл в Германии, затем ещё два – на Западной Украине. Там освоил профессию дежурного по станции. Демобилизовался только в 1949-м, – рассказывает Пётр Дмитриевич.

За время работы на станции Антоновка Львовской железной дороги Колчин скопил небольшую сумму денег. Она пришлась кстати по возвращении на малую родину. Родительский дом требовал ремонта. Приведя его в порядок, Он вопреки желанию матери уехал в Саратов. Однако в Саратовском отделении Рязано-Уральской дороги вакансии поездного кондуктора не оказалось. Ему предложили должность дежурного по станции Лесопильная. Через два месяца после трудоустройства Колчин получил квартиру. Вскоре обзавёлся семьёй.

– Как-то во время дежурства зашла моя знакомая. Она сказала, что супруг с сестрой возвращаются из Ферганы в Саратов. А поскольку остановки на станции Лесопильная не было, Мария попросила тормознуть состав. Поездной диспетчер в этой просьбе отказал. Пришлось взять ответственность на себя. «Сестрёнка замужняя?» – спрашиваю у знакомой. – «Нет». Как только я её увидел, сразу понял: это моя будущая жена, – вспоминает юбиляр.

Свадьбу молодые люди сыграли через полгода после знакомства. В 1955-м Пётр Дмитриевич, будучи уже дважды отцом, вновь сел за парту. По окончании Саратовского техникума железнодорожного транспорта его назначили заместителем начальника станции Князевка. Молодой управленец успешно совмещал работу с обучением во Всесоюзном заочном институте инженеров транспорта. На 3-м курсе, когда начались занятия по специализации, требующие личного присутствия, со станции пришлось уволиться.

В течение двух лет Колчин работал помощником начальника отдела кадров Саратовского отделения дороги, окончил вуз. С 1966-го по 1986-й Пётр Дмитриевич был начальником организационно-штатного отдела в управлении. Супруга Наталья Константиновна работала там же техником вычислительного центра. Стальной магистрали большую часть своей трудовой биографии посвятил старший сын Колчиных Виктор.

– Скоро нашу железнодорожную династию, возможно, пополнят правнуки, – показывает на фотографии двух девочек и мальчика наш герой.

Завтра они всей семьёй соберутся за большим столом. В адрес юбиляра прозвучит немало добрых пожеланий. Редакция газеты «Железнодорожник Поволжья» присоединяется к поздравлениям. С 95-летием, Пётр Дмитриевич!
Татьяна Волченко

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30