18 октября 2019 02:13
18 октября 2019 02:13
фото: Наталья Харина

Герой эпохи перемен

Сегодня легендарный железнодорожник Валерий Гергель отмечает 80-летие

Валерия Григорьевича Гергеля можно по праву считать рекордсменом. Он руководил Астраханским отделением Приволжской железной дороги на протяжении 17 лет, что является без-условным достижением.

Сибирский характер

Родился наш герой в семье шахтёров. Его отец 24 года проработал забойщиком на одной из шахт городка Прокопьевска. Семья жила недалеко от станции, и подрастающий Валера мог наблюдать, как практически каждый день уходят поезда с углем – больше тысячи вагонов в сутки. Окончив школу, он вместе с братом Леонидом решил поступать в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Это оказалось непросто: конкурс на специальность «Эксплуатация железных дорог» тогда составлял шесть человек на место. Но сдаваться Валерий Гергель не привык, таков уж его сибирский характер. Поставленная цель была достигнута.

После окончания вуза молодой специалист трудоустроился на станцию Новосибирск-Восточный: был дежурным по станции, маневровым диспетчером. Спустя год его направили в Кузбасс, в родной Прокопьевск. Там упорство и трудолюбие помогли Гергелю достичь должности заместителя начальника станции по оперативной работе.

Позже энергичного сибиряка направили в Туапсинское отделение Северо-Кавказской железной дороги. Вместе с супругой Эльвирой Викторовной они начинали всё заново, поездными диспетчерами. Позже Валерий Григорьевич перешёл на станцию Туапсе заместителем начальника, затем стал заместителем начальника отдела движения Туапсинского отделения. Этот этап трудовой биографии занял четырнадцать лет.

Спустя время, оценив способности и боевой настрой движенца, начальник Северо-Кавказской магистрали Фёдор Котляренко предложил ему должность заместителя начальника Ставропольского отделения.

Время свершений

В 1983 году Гергель возглавил Астраханское отделение Приволжской магистрали. По дороге в кас­пийскую столицу он не мог представить, каким значительным окажется его вклад в развитие региона. И это несмотря на то, что работать придётся в очень сложный период как для отделения, так и страны в целом.

– Он смог воодушевить коллектив на решение задач, которые ставились перед нами в то время, – говорит бывший главный инженер Астраханского отделения Дмитрий Стальной. – Объём работ был колоссальный, проводилась полная реконструкция отделения. Кроме того, его приход совпал с началом освоения Астраханского газоконденсатного месторождения, что привело к резкому росту грузопотока. И тогда министерство путей сообщения приняло решение о строительстве вторых путей.

По словам ветерана, на реконструкции, помимо местных подразделений, задействовали три основных строительных треста. Отсыпка земляного полотна на второй путь от Кутума до Аксарайской производилась с помощью поездной возки в «окна».

Оценивая масштабы преобразований, прибывший в Астрахань первый замминистра путей сообщения Владимир Гинько заметил: «Астраханское отделение представляет собой сплошную строительную площадку». Объём финансовых вложений в расширение был сопоставим с инвестициями в развитие Юго-Восточной магистрали. Сделать предстояло многое, и сложности этого времени всей тяжестью легли на плечи астраханских железнодорожников.

– Коллектив к тому моменту уже успел сработаться, в этом была заслуга предшественника Гергеля –

Владимира Николаевича Харитонова. Примечательно, что, приехав в Астрахань, новый руководитель не стал менять его под себя, – констатирует Стальной. – Отличительной чертой характера Валерия Григорьевича всегда была безусловная порядочность. Он строго спрашивал за упущения, но не оставались незамеченными и хорошие дела его подчинённых.
 

Этап большой стройки

В 90-х было построено много жилья. Пожалуй, больше, чем за все предыдущие годы. Это оказалось возможным в том числе благодаря стараниям начальника Приволжской железной дороги Юрия Циттеля.

С 1984-го по 1997 год в границах Астраханского отделения возведено 163 540 кв. м жилой площади, из них 63 540 кв. м – на 15 линейных станциях.

– Многие предприятия активно участвовали в жилищном строительстве хозяйственным способом. Например, локомотивное депо Верхнего Бас­кунчака ежегодно возводило 22 одноквартирных дома. В период, когда дорога каждый год вводила в строй около 70 тыс. кв. м жилья, Астраханское отделение сдавало в эксплуатацию более 20 тыс. кв. м. Руководство со своей стороны решало вопросы отвода земельных участков и оформления проектной документации, – поясняет Дмитрий Гаврилович.

Без формализма – к порядку

– С Валерием Григорьевичем я работал продолжительное время, занимая должность начальника эксплуатационного вагонного депо Астрахань-2, – рассказывает Виктор Сапрыкин. – Безусловно, это человек, знающий своё дело, и руководитель, который всегда требовал от нас проявлять добропорядочность. В тот период на железной дороге существовали определённые проблемы с безопасностью. Чтобы исправить ситуацию, проводились многочисленные проверки, слушались отчёты локомотивных депо на Дне безопасности. Данные мероприятия сыграли положительную роль. Это был не формализм, а конкретные меры.

При непосредственном участии Гергеля создана промывочно-пропарочная станция на Акса­райской-2. Вагонное депо постоянно прирастало новыми служебно-бытовыми объектами, коллектив трудился над улучшением технологии. По словам Виктора Семёновича, между вагонниками и руководством отделения дороги было тесное взаимодействие.

С заботой к каждому

– Мне посчастливилось работать с Валерием Григорьевичем на протяжении всего периода, что он возглавлял Астраханское отделение, – вспоминает Евгений Алексеев, главврач отделенческой больницы на станции Астрахань-1 с 1986-го по 2013 год. – Он всегда с пониманием относился к проблемам медработников и больницы. В 80-х годах по его инициативе все предприятия, в том числе и само отделение, были задействованы в капитальном ремонте нашего учреждения. За каждым структурным подразделением закрепили определённые участки.

По словам Евгения Евгеньевича, в возведённых в тот период домах для железнодорожников всегда выделялась жилплощадь для врачей. И хотя лечебное учреждение не имело прямого подчинения отделению, для больницы и персонала делалось многое.

– В дальнейшем его преемники тоже старались идти навстречу нуждам медиков. Но всё-таки из всех руководителей именно он внёс наибольший вклад в развитие больницы, – считает собеседник.

Скромный подвиг

Вопреки всем трудностям за время руководства Гергеля и при его непосредственном участии была проделана огромная работа. Итогом стало строительство вторых путей, оборудованных современными средствами СЦБ и связи от Астрахани до Верхнего Баскунчака. Переведён на электротягу 80-километровый участок Кутум – Аксарайская для перевозки рабочих Астраханского газового комплекса. Выполнена реконструкция станций и узлов с укладкой более 100 станционных путей и 650 стрелочных переводов, модернизацией парковой и громкоговорящей связи, усилением освещения территорий станций. Кроме того, построены новая станция Аксарайская-2 с домом отдыха локомотивных бригад, промывочно-пропарочная станция, депо экипировки на 60 локомотивов, депо ремонта пассажирских вагонов на станции Кутум и ряд других объектов.

Всё перечисленное стало значимой вехой в истории магистрали. О ней Валерий Гергель охотно рассказывает новым поколениям железнодорожников. Он встречается с молодёжью, а также пополняет экспозицию музея истории фотографиями и книгами из личного архива.

Доблестный труд почётного железнодорожника отмечен многочисленными наградами. Он является кавалером ордена Дружбы Народов и ордена Почёта. В 2014 году глава региона Александр Жилкин вручил ветерану труда Валерию Гергелю медаль ордена «За заслуги перед Астраханской областью».

На всех жизненных этапах Валерия Григорьевича поддерживает его супруга – Эльвира Викторовна. В следующем году они отметят 60-летие совместной жизни. Настоящим богатством и гордостью для четы ветеранов-железнодорожников стали их сын, внук и правнучки.
Наталья Харина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30