19 февраля 2020 23:09

19 февраля 2020 23:09

фото: Татьяна Волченко

С любовью к жизни

Сегодня, 11 сентября, железнодорожнице Марии Алексеевне Вдовенко исполняется 90 лет. На стальную магистраль она пришла в победном 1945-м и посвятила работе в отрасли более 40 лет.

Праздник в кругу родных

Несмотря на почтенный возраст, выглядит и чувствует себя виновница торжества отлично. Она бодра и весела.

– А как иначе? – удивляется собеседница. – Дважды в день – прогулки на свежем воздухе, хороший рацион, положительные эмоции.

В день рождения поводов для радости больше обычного. С поздравлениями спешат дети, внуки, правнуки. Они приготовили для именинницы сюрприз: оформили из семейных фотографий стенд.

– Это мы с Петром в молодости, – рассказывает юбиляр, показывая на супружеский снимок. – А вот наши дочери Алла и Ирина. Здесь их дети – Костя, Саша и Маша.

Во время перечисления родных людей с лица Марии Алексеевны не сходит улыбка. Она готова часами рассказывать, как каждый из них рос, учился, добивался целей. У них всё хорошо –оттого так легко и спокойно на сердце у основоположницы династии железнодорожников.

– И самой мне на судьбу грех жаловаться, – признаётся она.

Юность под гул зениток

Родилась наша героиня в селе Расловка Саратовской области. О том, как там жили, кем трудились отец и мать, она знает по их воспоминаниям да со слов старших братьев. В начале 30-х годов у Лебедевых сгорел дом. Они переехали в областной центр. Но вскоре снова поменяли место жительства: обосновались в селе Рудня Волгоградской области. Алексей Яковлевич и Вера Петровна устроились лесниками. Дети учились в школе, помогали родителям по хозяйству. В конце 30-х семья вернулась в Саратов.

– Мама работала уборщицей, папа – возчиком на заводе на улице Бахметьевской, – говорит собеседница. – Жили бедно. А трудности и лишения, как известно, заставляют быстро взрослеть. В 10–15 лет мы уже понимали, какими усилиями достаётся взрослым копейка, пытались их поддержать.

И к школьным, и к жизненным урокам маленькие Лебедевы относились серьёзно, демонстрировали завидную усидчивость и смышлёность. Когда Маша получила пятёрку за диктант, радовались все родственники.

Учёба в средних классах пришлась на военные годы. В школьные каникулы ребятня подрабатывала на механическом заводе на улице Радищева.

– Мы красили металлические диски, которые служили донышками для гранат. Делать это приходилось на улице и в дождь, и в снег, – вспоминает Вдовенко. – Бывало, измажемся краской с ног до головы – родители дома поругают, выведут с одежды пятна, а на следующий день – всё сначала. Ещё в мои обязанности входило получение продуктов питания для семьи. В 40-х горожан отоваривали по карточкам. Пока отец с матерью и старшие братья трудились на предприятиях, я отстаивала многочасовые очереди.

Семья Лебедевых жила на улице Весёлой – это недалеко от Соколовой горы, где были установлены зенитки. Они защищали Саратов от вражеских налётов. По ночам, когда «юнкерсы» бомбили железнодорожный мост и нефтеперерабатывающий завод, стоял невыносимый гул. Осколки снарядов падали на крыши жилых домов. Эти звуки, по словам собеседницы, эхом звучат в её памяти до сих пор.
 

Владеющая кодом Бодо

По окончании семилетки наша героиня устроилась на Рязано-Уральскую железную дорогу.

– Мне тогда едва исполнилось 16 лет, – отмечает Мария Алексеевна. – Соседка работала на РУЖД рассыльной, предложила узнать о вакансиях в Управлении магистрали. Так, 15 сентября 1945 года я ученицей в первый раз села за печатную машинку.

Сначала тексты набирали на телеграфных аппаратах Бодо, затем их сменили стартстопные машины СТ-35. Никакой специальной азбуки для работы на них изучать не пришлось, потому что на клавиатуре располагались алфавит, цифры и все необходимые знаки препинания и счёта. При нажатии на ту или иную клавишу в линию связи автоматически посылалась комбинация импульсов тока. В приёмном аппарате они превращались в нужные знаки телеграммы. Связь была с Ершовом, Ртищевом, Волгоградом, Астраханью, Оренбургом, Москвой.

– Треск телетайпов разносился по всему этажу. А возле стола каждой машинистки – гора перфоленты. Это бумажная полоска с выбитыми дырочками – по ним составлялись фразы. Поскольку бумага была в дефиците, телеграммы клеили только начальникам дороги. Остальным сотрудникам информация подавалась на перфокартах, – поясняет бывшая телеграфистка.

Трудились сменами по 12 ча­сов. В свободное время дружным коллективом ходили на концерты и танцы, которые организовывал профсоюз в красном уголке Управления дороги. Кроме этого, Мария старалась не упускать возможности взять путёвку в тот или иной санаторий. Так, в вольском доме отдыха в одном из отпусков она познакомилась с будущим супругом. Пётр Вдовенко был шлифовщиком саратовского станкостроительного завода. Поженились молодые люди в 1950-м году.

– От родителей в приданое нам достались тумбочка и сундук, – с улыбкой рассказывает железнодорожница. – Мебель хоть и незавидная, но прослужила долго.

Сундук по сей день стоит в комнате Марии Алексеевны. Над ним – живописные полотна ручной работы: хозяйка с молодых лет увлекалась вышивкой. И живёт она до сих пор в квартире, которую её муж-передовик получил от предприятия. Здесь супруги Вдовенко строили своё семейное счастье. В их семье родились две дочери. Обе, когда выросли, последовали примеру мамы – устроились на стальную магистраль. Теперь на Приволжской дороге работает внучка нашей героини – Маша.

Ветеран труда Мария Вдовенко прошла трудовой путь от ученицы машиниста-копииста до старшего по смене телеграфа Управления Приволжской дороги. На заслуженный отдых она ушла в августе 1986 года.

– Работу свою я любила, и сменить мне её никогда не хотелось, – говорит собеседница.

Такое же чувство она пронесла через всю жизнь к городу, в котором прожила 80 лет. Саратов менялся и рос у неё на глазах. Но всё также радуют по весне сочной зеленью, а осенью – золотой россыпью тополя, посаженные у её дома в 60-х годах, да хранится в памяти маршрут, по которому более сорока лет она ходила пешком на работу.
Татьяна Волченко

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30