21 сентября 2019 05:28
фото: Любовь Каретникова

Успех по Правилам

На сети железных дорог определены победители среди знатоков ПТЭ

В Волгограде с 3 по 5 сентября прошёл заключительный этап VIII общесетевой викторины на знание Правил технической эксплуатации железных дорог. В нём участвовали 350 победителей полуфинала конкурса со всей страны.
В финале встретились 17 команд: по одной от каждой из 16 магистралей и сборная Союза транспортников России. Наравне с опытными работниками в них вошли воспитанники детских железных дорог.

Волгоград неслучайно стал местом проведения мероприятия. В 2018-м приволжане заняли в викторине 1-е место и получили право принимать соревнование у себя на будущий год.

«Сборная Поволжья» в этот раз выступала под девизом «Знание каждого – успех команды!», была в числе фаворитов и планировала повторить успех.

– Наша команда опытная и молодая. Средний возраст железнодорожников 30 лет. Они прошли серьёзную подготовку и считаются одними из лучших на сети, – констатирует главный ревизор Приволжской железной дороги Владимир Лоещук. – В этом году участники столкнутся с неожиданными конкурсами, в которых потребуется не только применить заученные правила, но и продемонстрировать творческий подход.

В команду Приволжской вошли три бронзовых эксперта ПТЭ: машинист эксплуатационного локомотивного депо Саратов-Пассажирское Александр Лисовой, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Максим Горький Иван Севрюткин, электромеханик Пугачёвской дистанции СЦБ Ильнур Халиков. Высокий статус они получили, попав в лидеры конкурса прошлых лет.

– Каждая викторина неповторима и вносит свой вклад в профессиональное развитие, – говорит Александр Лисовой. – В 2018-м у меня был дебют. Тогда я впервые столкнулся с особенностями составления вопросов и понял, что важна каждая деталь. Сейчас я полностью готов к испытаниям. Конкуренция за победу высокая. Коллеги с других дорог – опытные железнодорожники.

Мастер производственного участка Максим Горький Приволжской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Константин Валеулов в викто­рине участвовал в третий раз: ранее представлял магистраль в финале в Челябинске и Екатеринбурге.

– Чтобы хорошо знать ПТЭ, нужно регулярно применять их на практике. Просто читать разделы, с которыми не пересекаешься по роду деятельности, сложно. Поэтому важно общаться с коллегами из смежных служб: путейцами, движенцами, вагонниками и так далее. Только так можно собрать воедино пазл работы огромной структуры. На викторине как раз удаётся составить представление о функционировании всей системы ОАО «РЖД», – отмечает волгоградец.

Юный железнодорожник Данил Решетин из команды приволжан показал лучший результат на дорожном уровне и впервые пробовал свои силы на сетевом.

– Я готовился к викторине, читал правила, проходил тестирование. Мне помогали инструкторы Приволжской детской железной дороги. В будущем планирую работать на стальной магистрали и обеспечивать безопасность движения поездов, – рассказывает школьник. – Значок «Эксперт ПТЭ» и призовое место даст мне преимущества при поступлении в отраслевой вуз.

– По сравнению с прошлым годом состав нашей сборной обновился на 60%. Мы предварительно собирались на две недели, делали домашние задания и повторяли ПТЭ, – рассказал капитан, заместитель начальника Саратовского подразделения Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций Артём Евтушенко. – ПТЭ нужно изучать в процессе всей своей трудовой деятельности. К этому стимулирует и данная викторина. Интерес к конкурсу растёт. В 2019-м на дорожном уровне соревновались 120 полуфиналистов. Это на 50 человек больше, чем год назад.

Участников мероприятия на церемонии открытия приветствовали главный ревизор по безопасности движения АО «ФПК» Андрей Шинкарук, генеральный директор саморегулируемой организации Союз участников железнодорожного рынка Сергей Агеев, представитель ЦК Роспрофжела Николай Ефремкин и заместитель начальника Приволжской железной дороги по Волгоградскому территориальному управлению Сергей  Васильев. 

– Мы будем проверять знания теории в режиме стресса, развивая ваше умение преодолевать трудности и подавлять эмоции в непредвиденных ситуациях, – отметил на открытии мероприятия главный идеолог конкурса – начальник управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр  Косарев. 

Правила технической эксплуа­тации – единый закон для всех железнодорожников. Их выполнение обеспечивает бесперебойную работу сети магистралей и безопасность движения. 

– ПТЭ созданы в конце ХIХ века. Тогда это был прорыв в развитии железных дорог. Сегодня в связи с техническим переоснащением и внедрением современных технологий нужна переработка основного документа. Надеюсь, в зале найдутся те, кто готов помочь нам в этом, – обратился к участникам начальник отдела нормативно-технического регулирования и межведомственного взаимодействия Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Евгений Черюк. – Помнить о ПТЭ нужно каждый день, вы­полняя обязанности на местах. 

В состав жюри вошли золотые эксперты ПТЭ: инструктор поездных бригад вагонного депо участка Пенза АО «ФПК» Андрей Капралов и начальник железнодорожной станции Серов Свердловской дирекции управления движением Наталья Гаврикова.  

– Первый раз победить не сложно, трудно во второй и последующие. Помимо твёрдых знаний, мне помогали упорство и азарт, – делится Наталья Олеговна. 

Андрей Капралов три года пытался попасть на сетевой конкурс. Когда добился желаемого, получил значок бронзового эксперта, потом серебряного. Чтобы подняться ещё выше, целый год учил правила. 

Викторина делилась на два направления – индивидуальное и командное. Для личного рейтинга железнодорожники прошли тестирование в системе ЭАИС «Аттестация» и участвовали в лотерее по ПТЭ. По итогам этих испытаний определился лидер. Им стал представитель Северной дороги Андрей Пожидаев. 

– Я удивлен и рад победе. Правила технической эксплуатации учил, детально в них разбирался, поэтому и достиг такого результата, – говорит триумфатор.

В командных соревнованиях состязались сборные магистралей. В первый и второй день викторины одновременно функционировали пять локаций. В них команды по очереди проходили испытания. На интерактивных столах участники решали практические задачи по ПТЭ. В зависимости от вопросов они расставляли сигналы или указывали расстояние между ними, определяли, какие заложить петарды или как оградить место проведения работ. На флипчартах готовили визитные карточки. В рисунках они рассказывали о себе, своих целях и объясняли, зачем им нужно знать ПТЭ. 

С помощью программы «Объясняшки» железнодорожники научились создавать анимационные презентации. В минутном видеоролике они рассказали о важности соблюдения ПТЭ для стабильной и безопасной работы железных дорог России. 

Участники проявляли себя в настольной бизнес-игре, квесте и конкурсах. Для решения ситуаций на макетах команды заранее подготовили миниатюрные участки станций и перегонов с нарушениями ПТЭ. Задача противников – обнаружить их.

«Сборная Поволжья» подготовила двухпутный перегон с четырёхзначной автоблокировкой с местом производства работ, которые требуют остановки поезда. 

– Мы много сил вложили в изготовление макета. В ход шли подручные средства. Так, ёлочки сделаны из губок для мытья посуды. Поезда и здания собраны из детского конструктора. Балласт – это аквариумный грунт. Столбы светофоров – палочки для суши, а линзы сигнального фонаря – стразы. Они переливаются на свету. Боковыми стенками макета стали зеркала, – рассказывает капитан команды Артём Евтушенко. – Каждый участник внёс свой вклад в изготовление данного образца. Благодаря этой творческой работе команда сплотилась и сдружилась. 

Реализовать насыщенную программу организаторам помогли волонтёры Приволжской дороги. Они курировали работу команд, проводили конкурсы, сопровождали их и подсказывали расписание.

Трёхдневный марафон завершился награждением победителей. В командном первенстве на третьем месте расположилась сборная Северной железной дороги. Вторыми стали красноярцы – бронзовые призёры прошлого года. Главный кубок викторины завоевали железнодорожники с Дальнего Востока.

– Приятно соревноваться, когда все команды показывают высокий уровень знаний и рвение к победе, – отмечает капитан команды «Патруль ПТЭ» Александр Лаврентьев. – В прошлом году мы остановились в шаге от вершины пьедестала. В этот раз она нам покорилась.

Сборная Приволжской магистрали получила спецприз за лучший макет, Калининградской – за лучший видеоролик, Западно-Сибирской – за визитную карточку команды.

– Приволжская железная дорога постаралась создать максимально комфортные условия, участники могли показать наилучшие результаты, – комментирует первый заместитель начальника Приволжской железной дороги Евгений Майоров. –

Все, кто приехал на финал викторины, – уже победители. Хочется, чтобы каждый и дальше был нацелен на обеспечение безопасности движения поездов.
Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30