23 сентября 2019 19:17
фото: Глеб Хрусталёв

Экватор с плюсом

В I полугодии на Приволжской магистрали улучшились пассажирооборот и ряд других эксплуатационных показателей.
В части выполнения планов по ключевым качественным и количественным измерителям наметился положительный тренд. По ряду позиций удалось превзойти результаты аналогичного периода 2018 года.

Количественный прирост

Работа приволжан по главным бюджетообразующим показателям в I полугодии соответствовала прогнозным значениям. Так, тарифный грузооборот с учётом пробега вагонов в порожнем состоянии составил 54,4 млрд ткм, что сопоставимо со 101% от планового задания. Аналогичная тенденция прослеживалась в июне, когда приволжане обеспечили 8,27 млрд ткм, что также соответствует прогнозным значениям.

Эксплуатационный грузооборот составил 6,68 млрд ткм, что на 6% больше целевого значения и на 6,2% меньше результата годом ранее. Похожие цифры отмечались на протяжении всего I полугодия, а итоговый результат получился на уровне 42,3 млрд ткм. Это на 0,5% лучше запланированного, но на 3,3% меньше прошлогодней цифры.

В разрезе территориальных управлений лучшую динамику демонстрируют труженики Астраханского региона. На их счету 10,1 млрд ткм, что больше планового задания на 0,8% и отчётной цифры на 2,7%. Саратовцы и волгоградцы также преуспели в выполнении задания, но при этом немного отстали от прошлогодних результатов. Такое положение дел характерно не только для минувшего месяца, но и для II квартала, и для I полугодия в целом. 

Главные положительные показатели минувших шести месяцев связаны с пассажирооборотом. В июне он превысил полмиллиона пасс.-км. Это на 8,6% больше планового задания и на 0,1% превосходит результат января–июня 2018-го. 

– Пассажирооборот в дальнем следовании в июне составил 473 млн пасс.-км, что соответствует прошлогоднему результату. В пригородном сообщении показатель выполнен на уровне 27 млн пасс.-км, что на 1,6% лучше отчётной цифры, – сообщил начальник отдела Приволжской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Алексей Макаров. – Всего в июне перевезено 1,53 млн пассажиров, из них в дальнем следовании – около 860 тыс. человек, а в пригородном сообщении – 670 тыс. 

Как отметил руководитель, в прошлом году положительная динамика обеспечивалась преимущественно в Волгоградском регионе за счёт перевозки болельщиков на чемпионат мира по футболу. На этот раз позитивный тренд задают саратовские пригородники, обеспечивающие стабильный прирост по количеству перевезённых пассажиров. В конце апреля в поездку отправился миллионный пассажир АО «Саратовская ППК», а на этой неделе – уже двухмиллионный! Оба события произошли с опережением прошлогодних сроков.

– С этого года мы решили отмечать каждого миллионного пассажира. В 2019-м они появляются раньше, чем в прошлые годы, – подчеркнул генеральный директор АО «Саратовская ППК» Виктор Шубин. – Основной пассажиропоток следует из Заводского и Ленинского районов Саратова в сторону вокзала и обратно. В сезон летних пассажирских перевозок традиционно добавляются так называемые дачные маршруты. И если зимой мы ежедневно перевозим в среднем по 8,5–9 тыс. пассажиров, то с конца мая до начала сентября – более 12 тыс. человек.  

В I полугодии пассажирооборот Приволжской дороги составил 1,61 млрд пасс.-км (+ 0,2% к январю–июню 2018 года), из них в дальнем следовании – около 1,47 млрд пасс.-км (– 0,5%), в пригородном сообщении – свыше 137 млн пасс.-км (+ 8,3%). Более 3,27 млн человек воспользовались поездами дальнего следования, а 3,4 млн пассажиров отправлялись в путешествие на рельсовых автобусах и электричках. В январе–июне по Приволжской железной дороге перевезено свыше 6,67 млн пассажиров, что на 5,6% больше, чем по итогам 6 месяцев годом ранее. В этот период пригородными поездами воспользовались 3,4 млн пассажиров, что на 12% больше, чем в январе–июне 2018 года.

Тысячи вагонов, миллионы тонн

В минувшем месяце со всех станций Приволжской магистрали было отгружено свыше 2,9 млн тонн различных грузов. Это позволило выполнить месячный план погрузки на 101,1%. Большую часть отгруженного объёма составляют нефтепродукты. Как и годом ранее, они на уровне 1,34 млн тонн. Это больше на 5% планового задания. На втором месте расположились химикаты и сода, погрузка которых превысила 323 тыс. тонн. Прирост к июню 2018-го составил 4,3%. Третью позицию в количественном отношении занял цемент, превысивший 272 тыс. тонн – на 13,6% выше планового задания и на 6,6% прошлогоднего результата. Практически двукратный прирост к плановому значению и прошлогодней цифре отмечался при отгрузке соли – 12,3 тыс. тонн. Превзойти план на 18,6% удалось по номенклатуре «лом чёрных металлов». Его погрузка составила без малого 25 тыс. тонн. 

Меньше запланированного грузились чёрные металлы, строительные грузы, зерно и продукты перемола. По двум последним позициям спад в I полугодии. В период с января по июнь со станций Приволжской магистрали было отгружено 18,2 млн тонн грузов, что на 0,5% больше планового задания. Наиболее положительную динамику продемонстрировали труженики Астраханского региона, обеспечившие отгрузку 4,3 млн тонн грузов. Это на 0,6% больше планового задания и на 2,5% превосходит отчётную цифру. Саратовцы и волгоградцы также справились с установленным заданием, но при этом допустили отставание от прошлогодних результатов. Среди итогов стоит выделить отгрузку каменного угля на уровне 874,1 тыс. тонн. Это на треть больше, чем отмечалось в январе–июне 2018 года.
 
Контейнеры набирают вес

С начала 2019 года растёт популярность контейнерных перевозок. Всего с января по июнь на Приволжской магистрали перевезено более 22,1 тыс. гружёных контейнеров ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), что на 19,2% больше, чем отмечалось годом ранее. В них перевезено около полумиллиона тонн различных грузов (+ 23,3%). В каждом втором контейнере везли соду и химикаты. Для этих целей задействовали 12,8 тыс. ДФЭ (+ 21% к I полугодию 2018-го). 

В первом летнем месяце труженики Приволжской магистрали обеспечили положительную статистику по выгрузке. Каждые сутки на грузовых станциях выгружали в среднем по 1 140 вагонов, что на 59 единиц больше отчётной цифры. Аналогичный прирост прослеживается и по итогам I полугодия, когда усреднённое значение выходило на уровне 1 088 единиц в сутки.

Средняя составность грузовых поездов по итогам июня оценивается в 67 вагонов. Это больше плановой и отчётной цифр на 2% и 1,5% соответственно. Аналогичный прирост прослеживается по среднему весу поезда, который составил 4 145 тонн. Положительная динамика по двум упомянутым параметрам отмечается с начала текущего года.

Ключевые показатели движенческого аппарата магистрали – приём и сдача вагонов по стыковым пунктам – по итогам шести месяцев превзошли плановое задание на 3,4%. При этом каждые сутки приволжане обеспечивали приём и передачу в среднем 7 135 условных вагонов. Стоит упомянуть про ускорение оборота местного вагона. В июне данный показатель улучшился на 47,4%, то есть практически на целые сутки, а в I полугодии – на 9,8%. Положительная статистика по этому показателю прослеживается во всех регионах Приволжской магистрали. 

Показатели, характеризующие скорость, в минувшем месяце находились преимущественно в плюсовой зоне. Так, участковая скорость с учётом движения по маневровым парковым станциям возросла на 4,1% и составила 41,1 км/ч. По маршрутной скорости, составившей 672 км/сут., отмечается 17-процентная прибавка к июню 2018-го. А вот техническая скорость замедлилась на 1,6% и составила 48,7 км/ч. 

Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка в июне составила 2,1 млн ткм, что лучше планового задания на 0,7% и на 6,5% превосходит прошлогодний показатель. 

С такими результатами труженики Приволжской магистрали отработали I полугодие. Положительный тренд прослеживается по многим, но не по всем эксплуатационным показателям. Для навёрстывания упущенного у приволжан есть вторая половина года, которая уже началась.

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31