19 августа 2019 11:40
фото: Алексей Шмалей

Нет предела совершенству

На Приволжской магистрали обсудили пути улучшения конструкции маневровых тепловозов ТЭМ14

На состоявшемся совещании под председательством начальника Приволжской железной дороги Сергея Альмеева представители тягового комплекса обсудили ход эксплуатации тепловозов серии ТЭМ14 и выдвинули ряд предложений по изменению конструкции машины.
Опытная эксплуатация восьмиосных маневровых двухдизельных тепловозов ТЭМ14 с электрической передачей переменно-постоянного тока на полигоне Приволжской магистрали ведётся уже около полутора лет. Локомотив ТЭМ14 был создан на базе тепловоза серии ТЭМ7А. В основе конструкции новой техники лежат две силовые установки, их совокупная мощность составляет 2400 л. с.

Тепловоз главным образом предназначен для маневрово-вывозной и горочной работы на станциях, но может применяться и для лёгкой магистральной работы.

Первая из машин этой серии поступила на дорогу в феврале 2018 года, пополнив парк эксплуатационного локомотивного депо Саратов-Пассажирское. Новые тепловозы пришли на смену локомотивам серии ЧМЭ3Т, работавшим по системе многих единиц, на станциях Саратов-2, Анисовка, Князевка, Сенная. В середине апреля текущего года тепловозы ТЭМ14 начали использовать в эксплуатационных локомотивных депо Астрахань и Максим Горький. 

– На Приволжской железной дороге в общей сложности эксплуатируются 12 тепловозов ТЭМ14. Это 1,5% от общего инвентарного парка локомотивов Приволжской дирекции тяги и 6% от инвентарного парка локомотивов маневрового движения. Мы планируем, что до конца года на магистраль поступят ещё семь машин этой серии, – сообщил первый заместитель начальника Приволжской дирекции тяги Александр Коробков. 

В результате замены локомотивов ЧМЭ3Т, работавших по системе многих единиц тяги, на локомотивы серии ТЭМ14 удалось добиться снижения расхода дизельного топлива, материалов и комплектующих. Уменьшились затраты на проведение сервисного обслуживания. Совокупный экономический эффект от произведённой замены составил свыше 21 млн руб. в год.

В концепцию нового локомотива заложен ряд преимуществ перед предшественниками. В частности, максимально эффективное применение полезной мощности позволяет сэкономить топливо и снизить вредные выбросы в атмосферу. Наличие системы видеонаблюдения расширяет возможности визуального контроля обстановки при работе. Но вместе с тем эксплуатация тепловоза позволила выявить ряд конструкционных недостатков. 

Работники Приволжской дирекции тяги предложили ряд мер, призванных улучшить конструкцию тепловоза ТЭМ14. В их числе – установка катушек автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия на кронштейны. Это предоставит возможность регулировать их высоту. Аналогичное преобразование позволит увеличить подвижность прожекторной лампы. В зимнее время локомотивным бригадам приходится сталкиваться с замерзанием повторителей, расположенных около главной рамы под кузовом тепловоза. Один из вариантов решения этой проблемы заключается в их переносе в кузов локомотива и размещении рядом с дизелем. Имеются трудности и с определением уровня масла в компрессоре. Дело в том, что масломерное стекло находится в труднодоступном месте, и, чтобы увидеть показания, необходимо взобраться на электродвигатель привода компрессора. Упростить задачу может удлинение трубки подвода масла к масломерному стеклу на 10 см. 

В процессе эксплуатации работниками локомотивных бригад был выдвинут ряд инициатив по улучшению эргономики кабины машиниста. Так, основной пульт управления радиостанцией и тумблер включения телемеханической системы контроля бодрствования в нынешнем варианте расположены со стороны помощника машиниста. Перенос этих элементов позволит оптимизировать рабочий процесс. К устройству ТСКБМ есть и другое замечание – световая сигнализация расположена слишком высоко, и даже боковым зрением не удаётся увидеть, когда включается лампа. Улучшить положение вещей мог бы перенос светового индикатора на более низкий уровень. Лестницу для подъёма на крышу, находящуюся спереди справа по ходу движения, машинисты предлагают демонтировать – она мешает обзору. А в случае с краном машиниста, ручка которого при постановке в первое положение упирается в стекло манометра, будет достаточно поворота против часовой стрелки на 20 градусов при монтаже.

По словам заместителя генерального директора АО «СТМ» по взаимодействию с РЖД и сервису Юрия Машталера, озвученные в ходе встречи с начальником Приволжской железной дороги Сергеем Альмеевым замечания будут учтены при производстве тепловозов ТЭМ14.

– Реализация возникших в ходе опытной эксплуатации предложений по изменению конструкции локомотива ТЭМ14 будет способствовать возрастанию технической надёжности новых машин и повышению комфортности условий труда для работников локомотивных бригад, – заключил Александр Коробков.

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31