23 августа 2019 19:07
фото: Любовь Каретникова

Дорога в будущее

Приволжская дорога выбрала 50 инновационных проектов, из них в текущем году испытают 12 стартапов

На Приволжской детской железной дороге 27–28 июня прошла выставка расширенного технико-технологического совета. Здесь собрались представители научно-технических центров, бизнес-инкубаторов, промышленных предприятий, студенты и преподаватели вузов из Волгограда, Саратова, Астрахани и Ростова-на-Дону.
Предложения юных изобретателей

Выставку открыли юные представители астраханского «Кванториума». Они презентовали систему мониторинга электрораспределительной сети, которая контролирует состояние силового оборудования, высоковольтных трансформаторов, а также определяет несанкционированное присутствие человека и задымление. Аналоги уже применяются в производстве. Однако кванторианцы внесли своё ноу-хау: измерение осуществляется бесконтактно, при подключении системы не нужно останавливать подстанцию и менять схему оборудования.

Другой проект астраханцев заключался в создании цифровых экспозиций.

– Мы уже перевели несколько экспонатов музея Приволжской железной дороги в виртуальную реальность. Прогуляться по выставкам можно будет не выходя из дома – просто надев специальные очки, – знакомит с разработкой заместитель директора по научно-техническому творчеству Регионального школьного технопарка города Астрахани Илья Воеводин. 

Новации в образовании

Аналогичными технологиями воспользовалась команда разработчиков виртуального тренажёра-локомотива. Согласно их идее полноразмерную кабину с компьютерами и визуализацией на мониторах в будущем смогут заменить компактные очки и экран с установленной программой. 

– Реализована динамическая модель тепловоза ТЭП-70 с пятнадцатью пассажирскими вагонами. Учтены работа тягового привода, тормозной системы, дизельного двигателя, энергетической установки и продольный профиль пути. В дальнейшем оцифруем процессы приёмки локомотива в депо, текущий ремонт и обслуживание, а также устранение неисправности в пути следования, – рассказывает начальник отдела информационных технологий и виртуальной реальности центра развития инновационных компетенций РГУПС Дмитрий Претыкин.

Студенты Волгоградского техникума железнодорожного транспорта Владислав Бабенко и Сергей Азаров показали участникам выставки, как работает светодинамический стенд двухпроводного электропневматического тормоза. Были так же представлены макеты вихревого тормоза, тяговой подстанции и интерактивная схема ограждения ремонтных участков пути. Если студент выставит сигналы неправильно, индикаторы не загорятся. Заведующая отделением «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» ВТЖТ Татьяна Бахтина отметила, что использование макетов в учебном процессе позволяет быстрее осваивать материал.

И ещё одна идея ВТЖТ – голосовое управление стрелочными переводами. Учащийся произносит команду, и с сортировочной горки катятся миниатюрные цистерны и заходят на указанный путь.

Альтернативные решения

Способ избавиться от пронзительного скрежета при роспуске вагонов предложил студент Астраханского государственного университета Иван Катайкин. Он заключается в применении электромагнитной установки для торможения подвижной единицы вместо действующих замедлителей. 

– При использовании новой системы уменьшаются износ колёсных пар, затраты на ремонт, увеличивается срок эксплуатации вагонов, – уверены авторы проекта.

 По словам заместителя начальника службы технической политики Приволжской железной дороги Руслана Султанова, данную разработку уже взяли на вооружение центральные дирекции.

В соседнем павильоне другой астраханский студент проверял работоспособность небольшой платформы. Это макет будущего покрытия, которое генерирует электричество от кинетической энергии пешеходов. Люди будут ходить по мягкому полу и, не замечая того, обеспечивать освещение помещений. Первые испытания проведут на вокзале Астрахани.

Илья Шуршев из АГУ с командой оборудовали модульный пост обогрева солнечной батареей. От этого альтернативного источника энергии будет работать сплит-система летом, а зимой подогреваться вода и отапливаться помещение в дневное время. Благодаря пневмопружинам на поверхности конструкции не соберутся снег или дождевая вода. Специальный датчик повернёт устройство по направлению солнца, чтобы оно улавливало его самые активные лучи.

В Волгоградском государственном техническом университете разработали солнцекат – машину, похожую на болид и велосипед одновременно. Движение колёс осуществляется за счёт энергии, получаемой от солнечных батарей. Начальник управления науки и инноваций ВолгГТУ Николай Кидалов рассказывает, что аппарат дошёл до Крыма и вернулся обратно в Волгоград.

Упростить процесс

Среди инновационных экспонатов есть и роботы. Один из них – «Ортоног» – самоходную машину с компьютерным дистанционным управлением ВолгГТУ разрабатывал для покорения Луны. Но изобретение пригодится и на Земле, в частности – на железной дороге для ликвидации разлива нефтяных и химических опасных грузов. Аппарат позволит быстрее устранять аварии с наименьшими рисками для окружающей среды.

Без участия человека определить неисправности на пути помогут летательные аппараты с функцией технического зрения. Дефекты нижней части опоры контактной сети можно будет выявить акустическим методом, не выкапывая железобетонные конструкции из земли, как это делается сейчас. Доцент кафедры автоматизированных систем электроснабжения РГУПС Татьяна Заруцкая рассказала, что диагностику смогут проводить два электромонтёра. Звук при этом обработают в стационарных условиях на специальной программе. По итогам работы специалисты выдают заключение о пригодности объектов инфраструктуры к эксплуатации. Реализация проекта позволит облегчить труд энергетиков, увеличить количество обследуемых опор и снизить затраты.

Инновации в материалах и технологиях

Заместитель начальника цеха формовой и неформовой техники Волжского научно-технического комплекса Дмитрий Винокуров экспонировал продукцию для гидросооружений, рукава для агропромышленного, химического, электрометаллургического кластера. Среди них есть и подкладка под рельсовые скрепления «Пандрол». 

– Изолятор опорный до 10 тыс. вольт изготавливается из полимеров взамен керамических материалов. Изделие не бьётся и устойчиво к воздействию электрической дуги. Уникальны и изделия, напечатанные на 3D-принтере, из резиноподобных материалов, – уточняет сотрудник инжинирингового центра полимерных материалов и технологий ВолгГТУ Сергей Сафронов.

Руководитель проекта малого инновационного предприятия ООО «Интернет вещей» Саратовского государственного университета Дмитрий Воронцов рассказал о возможности передавать и снимать данные с отдалённых приборов и датчиков без проводов и с малым потреблением электроэнергии. Внедрение новой технологии даёт экономию энергоресурсов и отслеживает техническое состояние устройств. Подключить к системе можно и подвижной состав, и людей и следить за их перемещением. 

В число авангардных проектов вошли разработки по автоматизированному построению оптимальных маршрутов перевозки негабаритных грузов, автоматической системе оповещения железнодорожников и автоводителей о приближении поезда, устранению влияния человеческого фактора на пропуск дефектов по сечению сварки рельсов, мониторингу и прогнозированию технического состояния локомотива и другие.

От макета до испытаний

– Сегодня для обеспечения взаимодействия заключено 12 соглашений с вузами и предприятиями. Одно из них подписано 27 июня между Приволжской железной дорогой, Волгоградским государственным техническим университетом и АО «Завод «Метеор», – сообщил заместитель начальника службы технической политики Приволжской дороги Руслан Султанов.

Документ подразумевает координацию действий в решении научно-технических, образовательных и методологических задач, а также оказание консультационной помощи и поддержки в практической реализации новых бизнес-идей и инновационных проектов. Прорабатывается возможность проведения пробного испытания технического решения на одном из волгоградских переездов. 

– Мы видим результаты деятельности Приволжской дороги в развитии партнёрства с внешней инновационной средой, – добавила заместитель начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Людмила Дюжакова. – Только вместе с вузами и с использованием потенциала предприятий Приволжского полигона мы сможем выполнить долгосрочный план развития компании. 

В следующем году на Приволжской дороге откроется региональная инновационная площадка, которая ускорит процесс реализации проектов, предложенных сторонними вузами и предприятиями.

Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31