23 сентября 2019 22:37

Юбилей главных ворот города

Зданию Волгоградского железнодорожного вокзала исполнилось 65 лет. В честь этого события в минувшие воскресенье и понедельник состоялись торжественные мероприятия.
Праздник с размахом

В полдень 2 июня на вокзале раздался продолжительный гудок. Он оповестил о дне рождения памятника архитектуры. Сигнал дали локомотивы поездов дальнего и пригородного сообщения, которые в этот момент находились в границах станции.

Слова благодарности коллективу и пожелания процветания вокзальному комплексу звучали с импровизированных сцен и на следующий день. Утром в зале ожидания сотрудников предприятия и ветеранов с юбилеем поздравило руководство Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов.
По случаю знаменательной даты работники комплекса подготовили концерт, в частности, инспектора входного контроля прочитали стихи и исполнили песни, в том числе и собственного сочинения. Затем на центральной лестнице с творческими номерами для пассажиров и жителей города выступили студенты Волгоградского техникума железнодорожного транспорта.

Свидетель истории

История вокзала началась в XIX веке. Со строительством Волго-Донской железной дороги в 1862 году в Царицыне был сооружён деревянный вокзал. Кирпичное здание появилось в 1871-м. Затем оно было перестроено в стиле провинциального ампира, возведены второй этаж и большое правое крыло.

Во время Сталинградской битвы за стратегический объект велись ожесточённые бои. Несмотря на это, вокзал продолжал работать до 13 сентября 1942 года. В конце января 1943-го бойцы 422-й дивизии подняли над руинами Красное знамя, а уже 14 марта станция приняла первый поезд из Москвы. Рядом с обломками вокзала построили временное деревянное строение. После окончания Великой Отечественной войны было решено возвести новое здание.

Работу над проектом поручили архитекторам Александру Куровскому и Самуилу Брискину, а также инженеру-конструктору Александру Кадильникову. Строительство проходило с июля 1951-го по май 1954 года. По словам сына Брискина Евгения Самуиловича, результат несколько отличался от первоначальной идеи. В частности, шпиль планировалось построить на 2–3 метра выше, чем сейчас.

– Торжественное открытие состоялось 2 июня. Вместе с отцом я, шестилетний мальчишка, стоял на лестнице вокзала. Шёл митинг. Выступали строители, железнодорожники, представители обкома партии, гости из Москвы. Значение нового вокзала в Сталинграде было весомо для всего СССР. За проделанную работу архитекторов выдвинули на Сталинскую премию, – рассказал Евгений Брискин.

Трёхэтажное здание с цокольным этажом, часовой башней со шпилем и золотой звездой поразило пассажиров тогда и продолжает впечатлять сегодня. Его фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем. По обеим сторонам центральной гранитной лестницы расположены барельефы героев Гражданской войны и защитников Сталинграда. Выше на стене изображены орден Красного Знамени и медаль «За оборону Сталинграда». Над главным входом установлена скульптурная композиция «Апофеоз труда».

Привлекает внимание и интерьер здания: мраморная отделка, лепные карнизы, кессоны, розетки, массивные деревянные двери. Центральный вестибюль украшает люстра в виде чаши. На росписях изображены герои Гражданской войны и защитники города в годы Великой Отечественной, трудовой подвиг сталинградцев в послевоенный период. Как отметил Евгений Брискин, за каждым художественным образом скрывается конкретный человек, в том числе есть и портрет его отца.

В 1997 году здание признано памятником архитектуры регионального значения.

В ногу со временем

В последующее полвека вокзал совершенствовался, продолжалось его техническое перевооружение. Появились автоматические камеры хранения ручной клади, справочные автоматы, открылись кассы предварительной продажи билетов, внедрена система «Экспресс», установлены электронные табло прибытия и отправления поездов. Введено новое подразделение – инспектора входного контроля.

– С 2016 года в здании идёт реконструкция. За это время обновлено платформенное хозяйство, заменены инженерные сети, установлены грузоподъёмные механизмы, усилены потолочные и стеновые перекрытия, построены зоны досмотра пассажиров и многое другое, – перечислил начальник вокзала Волгоград-1 Александр Белянский.

Для удобства пассажиров внедряются новые технологии обслуживания и устанавливается современное оборудование: лифты, подъёмники на платформы для маломобильных групп населения, системы диспетчеризации, кассы с электронной очередью. Как отметил заместитель начальника Приволжской РДЖВ Александр Бурмистров, до конца года планируется завершить ремонт кровли, подземного тоннеля с выходом на платформы.

Вокзал развивается, но при этом сохраняется его неповторимый облик и дух. Как и 65 лет назад, он является одним из символов и визитной карточкой города-героя Волгограда.
Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30