23 августа 2019 21:25
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Любовь Каретникова

Новая тяга для длинносоставных и тяжеловесных поездов

Приписной парк эксплуатационного локомотивного депо Максим Горький пополнили тепловозы ТЭМ-14. Они заменили ЧМЭ-3 и экономят топливно-энергетические ресурсы предприятия.
Чтобы расформировать и сформировать тяжеловесные и длинносоставные поезда, в парках приёма и сортировки станции имени Максима Горького ежесуточно работали шесть локомотивов ЧМЭ-3, объединённых в спарки. Мощность каждой составляла 2 700 лошадиных сил, а потребление дизельного топлива – около 400 литров за смену.

– В марте в эксплуатационное локомотивное депо Максим Горький поступили шесть новых тепловозов ТЭМ-14. Половина после обкатки была передана в Астраханский регион. Остальные пополнили наш приписной парк, – рассказывает главный инженер предприятия Владимир Пересыпкин. – Рабочая группа депо решила заменить три спарки ЧМЭ-3 на такое же количество современных маневровых локомотивов. Это позволит сократить эксплуатационные расходы на дизельные топливо, масла и прочие материалы. Мы ожидаем, что экономический эффект составит порядка 5 млн руб. в год.

Двухдизельный односекционный тепловоз ТЭМ-14 предназначен для маневровой, маневрово-вывозной, горочной работы на станциях и лёгкой магистральной работы на железных дорогах колеи 1 520 мм. Его мощность – 2 400 лошадиных сил. При работе одной дизель-генераторной установки он способен передвигать вагоны весом до 6 тыс. тонн. Если состав тяжелее, автоматически запускается второй двигатель. Локомотивы также можно объединять в спарки. 

Тепловоз ТЭМ-14 считается энергоэффективным. Одна машина за смену потребляет порядка 250–300 литров дизельного топлива. 

– Современные предпусковые подогреватели обеспечивают лёгкий запуск локомотива в зимних условиях, – комментирует начальник технического отдела Алексей Гусаров. – На тепловозе установлена система автоматического запуска дизелей в зависимости от тяговой нагрузки. Это влияет на расход топлива. Его экономия составит порядка 20%.

Работники депо отметили и ряд других преимуществ поступивших маневровых тепловозов.

– ТЭМ-14 оснащён реостатным тормозом. Он помогает машинисту в управлении поездом при экстренных ситуациях. При скорости 25 км/ч тормозной путь состава будет менее 200 м. Это в два раза короче, чем у предшественника, – поясняет машинист-инструктор маневровой колонны Павел Кузнецов. – Современный тепловоз в режиме длительной работы сверх часа едет со скоростью 10,5 км/ч, что выше показателя ЧМЭ-3 на 1,2 км/ч. Кроме того, в нём может поддерживаться постоянная скорость при выбранном режиме, подобно круиз-контролю в автомобиле. Это полезная функция для плавности хода, особенно при манёврах на горке. Машинисты пользуются ею для исключения всевозможных рывков.

Управление ТЭМ-14 осуществляется с помощью микропроцессорного устройства. Компьютерные программы обеспечивают защиту электрических схем, а также дополнительный контроль над работой узлов. В режиме реального времени можно узнать расход топлива на любой из эксплуатируемых машин. Кабины тепловоза удобны, оборудованы кондиционерами.

По словам локомотивщиков, новые тепловозы проще в обслуживании. Чехословацкий ЧМЭ-3 эксплуатируется более 37 лет. Сегодня найти необходимые запчасти непросто. ТЭМ-14 – современная модель, созданная на базе ТЭМ-7А и выпускаемая с 2011 года.

Двое машинистов-инструкторов прошли обучение в эксплуатационном локомотивном депо Саратов-Пассажирское. Теперь они передают знания 12 машинистам и помощникам, обслуживающим новую технику.

В этом году ожидается пополнение приписного парка предприятия ещё одной машиной. Помимо ТЭМ-14, в маневровом движении на станции имени Максима Горького задействованы шесть тепловозов ТЭМ-7А и один ЧМЭ-3. Он эксплуатируется на малодеятельных участках путей необщего пользования.

Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31