17 сентября 2019 21:52
фото: Денис Селивёров

Новая оптика контроля

Специалисты хозяйства автоматики и телемеханики внедряют многофункциональные комплексы технических средств контроля нагрева букс подвижного состава нового поколения.  

Перегревы буксовых узлов возникают при движении вагонов по разным причинам. Наиболее частые – повреждение или разрушение подшипников, недостаточное количество или отсутствие смазки в буксе, а также её загрязнение. Если вовремя не остановить состав, это может привести к излому шейки оси колёсной пары в том месте, где она входит в буксу. Сход вагонов в такой ситуации неизбежен. Поэтому работа по оборудованию перегонов аппаратурой теплового контроля на ходу поезда является одним из приоритетных направлений деятельности сразу для двух служб Приволжской магистрали – вагонного хозяйства и СЦБ.

Очередным объектом планового внедрения диагностической аппаратуры стал двухпутный перегон Примыкание – Багаевка Саратовского региона. Здесь был включён самый современный КТСМ-03.

– Данный комплекс первый в нашей дистанции, – сообщил главный инженер Саратовской дистанции СЦБ Андрей Погодин. – У него есть принципиальные отличия от предшественников КТСМ-01 и КТСМ-02, уже много лет эксплуатируемых нами. Его перегонная аппаратура состоит из отдельных малогабаритных электронных блоков, установленных в антивандальном шкафу. Этот термостатированный шкаф оснащён системой регулирования и поддержания внутри него рабочей температуры.

Как пояснил старший электромеханик КТСМ Олег Марин, в предыдущих моделях устройства перегонная аппаратура представляла собой стойку значительных размеров, для размещения которой устанавливали большой бетонный или металлический модуль.

– В комплексе КТСМ-03 применяются две модернизированные напольные камеры КНМ-90, – продолжает Олег Марин. – Они устанавливаются на уровне подошвы рельса с обеих сторон железнодорожного пути и диагностируют состояние буксовых узлов вагонов в обоих направлениях движения поездов. Эти камеры со специальной оптикой, имеющей угол ориентации к пути и к горизонту 90 градусов, позволят при контроле букс исключить ложное срабатывание аппаратуры под влиянием прямого и отражённого солнечного излучения и избежать ложных остановок поездов.

– Конструкция новой камеры КНМ-90 позволила максимально приблизить приёмник инфракрасного излучения к наиболее информативным зонам контроля подвижного состава. Благодаря этому неисправные подшипники теперь можно выявить на ранней стадии их разрушения, – отметил Андрей Погодин.

Станционное оборудование системы контроля КТСМ-03 по обоим перегонным путям АРМ-ЛПК находится в помещении дежурного по станции Примыкание. В новом устройстве основная часть информации, принимаемой от контролируемого подвижного состава, обрабатывается на почтовом уровне. В качестве канала связи для передачи данных с перегона на станцию теперь применяется волоконно-оптическая линия связи ВОЛС. Ранее для этих целей использовали подземный кабель с медными жилами. Для подключения КТСМ-03 к ВОЛС на перегоне поставлен дополнительный шкаф со специальной цифровой аппаратурой.

Микропроцессорный комплекс КТСМ-03 в автоматическом режиме производит диагностику входящих в его состав узлов и подсистем. Вся информация о выявленных неисправностях передаётся на автоматизированное рабочее место линейного поста контроля для принятия мер электромеханиками КТСМ. В целом КТСМ-03 является малообслуживаемым, однако, по словам Олега Марина, электромеханикам необходимо будет регулярно проверять состояние самих напольных камер, закреплённых на подошве рельса, очищать их от снега и других посторонних предметов, которые могут стать препятствием инфракрасному излучению.

– Для организации надёжного электроснабжения аппаратуры КТСМ-03 и защиты её от перенапряжений приборы электропитания на перегоне размещены в собственном шкафу типа ШРУ-М2, – подчеркнул Андрей Погодин.

Эксплуатационники выявили и недостаток новинки. Напольные камеры КТСМ-03, как и предыдущего КТСМ-02, не обеспечивают контроль уровня нагрева букс самого локомотива из-за отличительных особенностей конструкции ходовой части локомотива и вагона. Несмотря на это, высокий уровень безопасности движения поездов достигается действующими на перегонах Приволжской железной дороги совмещёнными пунктами контроля локомотивов ПКЛ на основе двух систем КТСМ-02 и КТСМ-01.

Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31