27 июня 2019 03:04
фото: Татьяна Волченко

«Лебедянка» как символ Победы

>Начало |1

Теплушки в годы войны оборудовали из товарных вагонов. Чтобы люди не мёрзли, стены и двери утепляли войлоком. Пол делали двухслойным, заполняя промежуток опилками. В загрузочные бортовые люки вставлялись рамы со стёклами. Помещение, оснащённое двух- или трёхъярусными нарами, отапливала «буржуйка». Несмотря на то что теплушку в наши дни пришлось делать по чертежам на основе современного вагона, интерьер военного времени в ней реконструирован до мельчайших деталей. Кроме спальных мест и чугунной печи, в вагоне представлены винтовки Мосина и автоматы ППШ, солдатские каски, шинели. Внутри развешаны плакаты, установлены стенды, рассказывающие о вкладе работников стальной магистрали в Великую Победу. С внешней стороны теплушку в этом году украшали баннеры, прославляющие воинов и железнодорожников.

Каждому экспонату передвижной экспозиции присвоили QR-код. По нему желающие могли получить информацию о той или иной боевой единице на сайте Приволжской магистрали.

– «Воинский эшелон» позволяет сохранить величие подвига народа, насмерть сражавшегося с гитлеровцами во имя мирной жизни, – говорит начальник подразделения по сохранению исторического наследия Приволжской дороги Владимир Бударин. – Акция оказалась востребованной у жителей населённых пунктов, расположенных в границах Приволжской магистрали. На каждой из 33 станций, включённых в маршрут, состав встречали от одной до трёх тысяч человек. 

Первыми ретропоезд приветствовали астраханцы. На перроне вокзала царила праздничная атмосфера. Она будто перенесла присутствующих в май 1945-го: война закончилась, и девушки в летних платьях с цветами в руках ждали возвращения любимых с фронта. Собравшиеся дружно подхватывали куплеты песен военных лет. Кроме пронзительных, знакомых с детства мотивов, здесь впервые прозвучал гимн воинскому эшелону. Его автор – фото- и видеооператор службы корпоративных коммуникаций Роман Корнев.  

Аналогичные концертные программы прошли в Саратове и Волгограде. Гости праздника получили письма-треугольники с обращением фронтовиков к потомкам. В их строках сквозь боль утрат и горечь потерь читалась неугасающая надежда и жажда жизни. 

На менее крупных станциях организаторы проекта презентовали передвижную экспозицию, сопровождаемую информационными стендами.  

– Наш небольшой город музей на колёсах посетил повторно, но желающих встретить его было немало. Многим хотелось ощутить, что значил во время войны воинский эшелон, когда люди махали вслед отъезжающему составу и понимали, что домой вернутся не все… А бойцы, провожая глазами удаляющийся перрон, знали, что, возможно, видят родных и близких в последний раз, – делится впечатлениями управляющий делами администрации Краснокутского района Наталья Дьякова.  

Шесть пунктов назначения в маршруте ретропоезда значились впервые. В их числе – станция Жутово. Она находится в рабочем посёлке Октябрьский. В нём проживают порядка 6 тыс. человек.   

– Нечасто мы участвуем в столь масштабных акциях. Прибытие воинского эшелона для нас – значимое событие. Его пришли встречать и молодые, и пожилые сельчане. На перроне собралось более тысячи зрителей, – рассказывает замглавы администрации Октябрьского МР по соцвопросам Сергей Кормельченко. – Когда состав на всех парах приближался к вокзалу, многие плакали. От его пронзительного гудка люди вздрагивали. Он заставил мысленно вернуться в прошлое и задуматься о будущем. Ребятишки впервые увидели настоящий паровоз. Они с интересом рассматривали «Катюшу», Т-34, много фотографировались. Спасибо организаторам за эту бесценную эстафету памяти!

На станции Чир ретропоезд с образцами военной техники тоже останавливался впервые. 

– О своём приближении он возвестил сигналом в 7 часов утра. Ветераны войны и железнодорожники старшего поколения по характерному звуку сразу распознали «Лебедянку». Сначала эшелон проследовал в Суровикино, а потом к нам, – вспоминает глава Новомаксимовского сельского поселения Волгоградской области Галина Турчёнкова. – На привокзальной площади мы организовали праздничный митинг. В нём участвовали жители трёх населённых пунктов. Из соседних поселений – Качалинского и Лысинского – люди приехали на автобусах. Воинский эшелон для нас не просто музей на колёсах. Нечто большее! 

В окрестностях хуторов Новомаксимовского и Верхнечирского в период войны шли ожесточённые бои. Станция Чир была узловой. Там, на подступах к Сталинграду, в 150 км от города находилась главная материальная база гитлеровцев. Составы с танками, пушками и продовольствием растянулись на 7 км. 

– Неизвестно, как закончилась бы Сталинградская битва, если б Чир не был отбит у врага в конце 1942-го года нашими войсками, – продолжает Галина Андреевна. – Мы воспитываем детей на беспримерном подвиге дедов и прадедов, ковавших победу в одной из самых кровопролитных войн в истории человечества. Выражаем благодарность руководству Приволжской железной дороги за этот уникальный проект. 

Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31