27 июня 2019 03:59
фото: Татьяна Волченко

«Лебедянка» как символ Победы

Ретропоезд «Воинский эшелон» на станциях Приволжской магистрали встретили около 65 тыс. человек.
Второй год подряд Приволжская железная дорога совместно с музеем-заповедником «Сталинградская битва» при поддержке Российского военно-патриотического общества реализует межрегиональный проект «Воинский эшелон». Состав с образцами боевой техники времён Великой Отечественной войны курсировал по станциям магистрали с 8 апреля по 15 мая.  

За 38 дней ретропоезд преодолел путь протяжённостью свыше 5 тыс. км. Как для техники, так и для трёх обслуживающих её локомотивных бригад это стало сродни экзамену. Выдержан он был достойно. В составе эшелона были задействованы два паровоза серии Л: один – во главе, другой – в хвосте поезда. Несмотря на почтенный возраст – «Лебедянкам» порядка 70 лет, – они отработали маршрут практически без сбоев. 

– В начале пути сильно нагрелся подшипник. Мы вовремя это заметили и предотвратили нежелательные последствия, – рассказывает помощник машиниста паровоза Денис Выборнов. – Техника военных лет требует особого внимания и отношения. Без спецподготовки сложно разобраться в её устройстве и специфике. Пришлось пройти трёхмесячные курсы. Это притом, что работаю машинистом 12 лет. Наибольшие трудности вызывало обслуживание ходовой части.

Многие нюансы «начинающему специалисту» подсказывали опытные коллеги. Машинист Юрий Чубрик участвовал в проекте второй раз. 

– В прошлом году состав возглавлял Эр 797-41. Он старше «Лебедянки», менее мощный, но более сложный в эксплуатации, – говорит собеседник.

Обе машины – на угольной тяге. Чтобы преодолеть намеченный путь, вагон-тендер вместимостью 18 тонн пришлось заправлять пять раз. Паровоз нужно поддерживать в рабочем состоянии постоянно. Локомотивные бригады – каждая из трёх человек, включая кочегара, – дежурили по 12 часов. Как признаются железнодорожники, физическая нагрузка была немалой. Сил придавали эмоции и впечатления: когда ещё будет возможность поуправлять легендарной машиной? 

По техническим характеристикам «Лебедянка» уступает современным локомотивам. Но зато смотрится эффектно: подстать той военной технике, что была размещена на шести железнодорожных платформах. В её числе – танки Т-34-76 и Т-60, бронеавтомобили БА-20М и БА-64Б, зенитная пушка 85-мм, БМ-13 «Катюша», а также гаубицы 122-мм и 152-мм.

– Мы отобрали для выставки модели, которые участвовали в Сталинградской битве. Казалось бы, безмолвное железо, но сколько боли, крови и радости оно повидало! – говорит заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева. – В этом году расширили экспозицию тремя экспонатами – танком Т-26, гаубицей Б-4 образца 1931 года, дивизионной пушкой 76-мм ЗИС-3 образца 1942 года. Представленная техника базируется на эстакаде вокруг Музея-панорамы в Волгограде. В память о подвиге железнодорожников там установлен мемориальный комплекс «Воинский эшелон». Скоро его пополнит санитарный вагон. Возможно, в будущем он или его аналог включат в состав ретропоезда. Уверена, он вызовет не меньший интерес, чем вагон-теплушка.

>Окончание |2

Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31