25 июня 2019 13:41
фото: Сергей Корнев

Главный сигнал 45-го

Железнодорожники в годы войны обеспечивали бесперебойную связь, восстанавливали стальную магистраль

У железнодорожницы Татьяны Васильевны Солуяновой ко Дню Победы особое отношение. Она говорит об этом празднике с большим волнением.
– Хорошо помню весну 1945 года. Не верилось, что невзгоды остались позади, – признаётся Татьяна Васильевна. – Впрочем, впереди ожидало немало испытаний. Нужно было восстанавливать страну из руин.

Наша героиня родилась в селе Борисовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Как все деревенские девчонки и мальчишки, Таня с малых лет была приучена к труду. Будучи старшей дочерью, помогала матери по дому, приглядывала за братьями и сёстрами. Их было пятеро. Семья жила бедно. Когда пришло время определяться с выбором профессии, девушка решила последовать примеру отца. Он работал на стальной магистрали и много рассказывал о ней. 

Выпускница семилетней школы трудоустроилась на станцию Привольская. Коллектив подобрался дружный, сотрудники – бойкие, хваткие. Сил не жалели. Днём новички помогали обслуживать составы, вечерами садилась за книги: осваивали курсы железнодорожных профессий. Таня училась на телеграфистку. Молодые специалисты в тот момент даже не догадывались, что теоретические знания им предстоит закреплять в суровых условиях военного лихолетья.  

– Немец рвался в глубь страны, бомбил нещадно города. Саратовский мост не раз подвергался атакам с воздуха. Он остался невредим, а вот пути и связь нередко выходили из строя. Вместе с работниками станции Князевка мы занимались их восстановлением, – рассказывает ветеран войны. – Мне тогда едва исполнилось 16 лет. Сердце замирало от страха при виде немецких истребителей. К их налётам нельзя было привыкнуть. Когда нам сказали, что отправляют в командировку, сначала обрадовались: лишь бы подальше от пугающего рёва самолётов.

Шёл 1944 год. Куда следуют 1600 человек в сформированном эшелоне, знали немногие. Но догадались по напутственному слову начальника железной дороги, прибывшего проводить состав. 

– Под Брянском поезд попал под бомбёжку. Мы бросились бежать, – продолжает Татьяна Васильевна. – Кругом были болота. Люди проваливались в топь по пояс, по плечи. Только головы виднелись над водой… Собрались все вместе, когда опасность миновала. Мокрые, грязные. Сушить одежду негде. Мы прижимались друг к другу, пытаясь согреться.  

Железнодорожники следовали за 1-м Белорусским фронтом. Они налаживали прерванную связь, приводили в порядок пострадавшую магистраль. 

– И траншеи рыли, и учились стрелять из автоматов, – рассказывает собеседница. – Держать в руках оружие было непривычно, боязно. Но чувство самосохранения стало сильнее милосердия. Нам хотелось жить!

Однажды сопроводительная бригада оказалась отрезанной от боевых частей. Запасов продовольствия не было. Голод заставлял выходить в поле, собирать и есть гнилую картошку. Она помогла продержаться одиннадцать дней.  

– Весть о победе застала во Франкфурте-на-Одере. Этот город недалеко от германской столицы, – поясняет наша героиня. – Нам нередко приходилось доставлять почту и важные документы в Потсдам. Бывали и в Берлине. Он был чёрным от копоти и гари. 

...Татьяна дежурила на коммутаторе в ночной смене. Звонок телефона пронзил тишину, заставив вздрогнуть. 

– Диспетчер прокричал: «Девушка! Война закончилась!» Сколько же тогда было радости! Мы обнимали друг друга, плакали, смеялись. Этот день на всю жизнь остался для меня самым светлым и самым главным праздником! – признаётся Татьяна Васильевна. 

Вернувшись на родину, она продолжила трудиться на родном предприятии. Ей, как многим участникам боевых действий, предстояло привыкать к работе в мирных условиях, налаживать личную жизнь. С будущим супругом Татьяна Васильевна познакомилась на железной дороге. Борис Фёдорович работал дорожным мастером земполотна. Оба трудились на станции Сенная. Они прожили долгую счастливую жизнь.

Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31